Высшая школа и общество

О.Т.Лебедев, действ. член Акад. инж. наук РФ, д.э.н., проф. СПбГПУ;
М.В.Шабельник, ассист. каф. «Мировая экономика» СПбГПУ

Общественное сознание настойчиво продвигается к мысли о необходимости реформирования образовательной системы и, прежде всего системы высшего образования. Потребность в реформе очевидна, однако далеко не очевидна обоснованность и перспективность методов, которые закладываются в основу этой реформы.

Ущербность реформируемых подходов в экономической и социальной жизни в целом, кажется, видна всем, так же как и очевидны несколько странные положения, заложенные в основу реформы высшей школы. Сопротивление и несогласия с ее концептуальными положениями выдаются как ретроградность и консервативность вузовской общественности и непонимание великих истин, провозглашаемых реформаторами.

Центр тяжести реформы во многом спорно и не очень обоснованно переносится в сферу компьютеризации и информатизации при формировании формализованной системы знаний. Этим игнорируется основной принцип высшей школы – она формирует и передает отнюдь не только систему знаний, но формирует и развивает интеллект личности, что, разумеется, не одно и то же.

Современный период общественного развития ставит перед всем мировым сообществом качественно новые проблемы познания, в число которых проблемы образования входят как частичные, подчиненные. Как показывает практика, до настоящего времени в общетеоретическом знании не разрешен широкий круг проблем методологии, методики и организации. Мир дифференцируется, дробится как с позиций интересов, возможностей, диверсификации деятельности, так и с позиций знаний, концепций, подходов, характеризуясь отсутствием логически связанной системы знаний. В результате усиливается дальнейшее отставание подготовки кадров высшей квалификации от насущих потребностей современности и, тем более, их перспектив. Наиболее актуальна эта проблема в экономике, где темпы преобразований значительно опережают теоретическое осмысление самих изменений, а также необходимый уровень подготовки кадров, которые должны были бы предвидеть эти изменения, а еще лучше – создавать фундаментальные теории, позволяющие разрешать мировые экономические проблемы. Отставание наблюдается уже практически на тысячелетнем отрезке развития человечества. Реализацию гениальных догадок Аристотеля, Платона по поводу рыночной экономики мы наблюдаем сегодня.

Наиболее сложной проблемой в системе высшего образования необходимости ее реформирования остается синтез знаний. В отличие от целостной природы наука продолжает развиваться по все более углубляющимся узкопрофессиональным направлениям. Проблема преодоления различий, несоответствий, возникающих на границах научных направлений, остается актуальной и для высшей школы.

Подготовка специалистов, способных решать проблемы на стыке наук требует междисциплинарного подхода к изучению явлений, расширения, а не сужения профиля подготовки специалистов.

В какой степени высшая школа способна решать подобные проблемы? К сожалению, отечественная высшая школа постепенно утрачивает передовые позиции в области постановки и решения неординарных научно-технических, социальных и экономических проблем. Конъюнктурные потребности экономики создают возможность формирования бесчисленного множества специальностей и специализаций. Вместо фундаментальных интегративных курсов по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ, возникает множество дисциплин, связанных с различными аспектами экономической практики. Экономическая наука стоит перед необходимостью формирования концептуально новой экономической науки, исследующей интегральное поведение человека в связи с производством и использованием различных благ, синтезирующей экономическое, естественнонаучное и социальное знание.

Обеспечение коэволюционного единства природы и общества, признания императива данного подхода над прагматичным экономическим является самой актуальной проблемой современности.

Если человечество и дальше не будет считаться с законами развития природы, то она вправе вычеркнуть Homо Sapiens из числа существующих популяций живого мира. Для обеспечения надежности и устойчивости функционирования природы и общества как единого целого необходима разработка теории, базирующейся на следующих фундаментальных принципах:

• Искусственное противопоставление природы и общества не может закончиться победой последнего; его мышление само является элементом природной системы.

• Преодоление поляризации человеческих сообществ, усугубляемой политическими, военными, экономическими и конфессиональными столкновениями. Познание должно способствовать развитию этических основ понимания хрупкости и уязвимости жизни на планете как космического явления.

• Производство, распределение, обмен и потребление – основа существования человечества – должны существовать в виде органически взаимодействующих друг с другом фаз. Современная парадигма «общества потребления» продемонстрировало свою полную бесперспективность.

• Принцип максимальной толерантности различных культур и цивилизаций для интеграционного развития человечества на базе общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат нравственность, справедливость, свобода, равенство.

• Синтез знаний вплоть до уровня элементарных подсистем, формирующих базовые представления человека о сущности жизни, взаимосвязи природы и общества.

• Поиск механизмов интеграции и взаимной адаптации знаний, призванных преодолеть междисциплинарные границы.

• Поиск рациональных, адекватных современности и перспективам механизмов и методов синтеза знаний.

Все это, безусловно, порождает трудности преобразования высшей школы. Синтез знаний – лишь начальная фаза формирования интеллектуального потенциала. Целый ряд проблем остается нерешенным. Как осуществить соединение знаний, умений, навыков и творческих способностей личности? Второстепенны ли творческие способности по отношению к знаниям, умениям, навыкам? Как навыки связаны с творчеством?

Синтез всех компонентов интеллектуального потенциала – актуальная задача для высшей школы, но ее разрешение пока находится на стадии эмпирических находок научных школ некоторых вузов.

До сих пор не решен один из кардинальных вопросов системы обучения в вузе. Практически весь период обучения студента отводится репродукции знаний, а на защите дипломного проекта студент должен продемонстрировать способность к продуцированию чего-то нового. Каким образом процесс репродукции должен трансформироваться в творчество? Чем субъективно новое отличается от объективно нового? Почему только в редких случаях аттестационная комиссия отмечает достаточный уровень творчества, проявленный студентом при подготовке дипломной работы, тогда как творчество должно быть нормой в высшей школе? Системным изучением этих вопросов, которые имеют целью методологию формирования интеллектуального потенциала, высшая школа до сих пор не занималась.

Интеллектуальный потенциал социально направленной личности может стать центром социального разрушения и деградации общества. Предотвратить такой сценарий развития – задача всей системы образования.

Поскольку основной движущей силой развития общества являются кадры высшей квалификации, вряд ли можно переоценить важность проблемы реформирования системы высшей школы.

назад

Материалы из архива

1.2006 Призрак Минсредмаша

"Глава Росатома высказался за восстановление технологического комплекса, существовавшего в системе министерства среднего машиностроения СССР. "Все, что есть на территории России, Украины и Казахстана, - это элементы единого комплекса Минсредмаша, который надо восстановить", - заявил журналистам Сергей Кириенко по итогам переговоров. По его словам, это в интересах и России, и Казахстана, и Украины. "Выгоднее попробовать собрать комплекс вместе, чем достраивать отдельные его части"

9.2009 Ядерный полураспад

Руслан Горевой, газета «Наша Версия»Авария на Саяно-Шушенской ГЭС застала врасплох и российских энергетиков, и тех, кто планировал государственный бюджет текущего года. Устранение последствий катастрофы обойдётся казне в 40 млрд. рублей. Впрочем, реально истратить на энергетику придётся в десятки раз больше. Всё дело в том, что вслед за «РусГидро», восстанавливающим разрушенную СШГЭС, в очередь за государственными миллиардами готовы выстроиться и ядерщики.

5.2009 Перспектива развития энергетики с точки зрения науки

Н.Н.Пономарев-Степной, вице-президент Курчатовского института, академик РАН: - Наверное, 47 лет назад… я летал на самолете с атомным реактором. Вы знаете, тогда действительно атомная отрасль накопила очень могучие силы и мозговые, и интеллектуальные, и производство, и хотела попробовать эти силы в самых разных направлениях. В том числе, это атомный самолет, атомная ракета, т.е. ракета с ядерным двигателем, и космические установки… Я назову это ближайшее время…