Выход один – акционирование

Отраслевая система повышения квалификации – эффективный инструмент реализации амбициозных планов руководства Росатома

Ю.П.Лисненко, ректор ГРОЦ

Уже два года отраслевая система повышения квалификации лихорадочно ищет способы сохранения своего потенциала в рамках проводимой реформы науки и образования. Шесть отраслевых институтов повышения квалификации (ИПК) не обеспечены отраслевыми заказами, заявки предприятий отрасли на образовательные услуги ничтожно малы, что вынуждает ИПК привлекать сторонних заказчиков. Тем не менее, отраслевая система повышения квалификации уникальна, имеет бесценный опыт образовательных услуг в рыночных условиях и связи с отраслевыми организациями.

Причина невостребованности ресурса ИПК кроется в общей пробуксовке реформ отрасли, в отсутствии серьезных сдвигов в инновационной деятельности, в низких темпах развития атомной энергетики.

Первые шаги нового руководства Росатома вселяют надежду в возрождение отраслевой системы повышения квалификации кадров, изначально предназначенной для продвижения всех инноваций в организационной, технической и технологической сферах деятельности отрасли через актуализацию его кадрового потенциала.

Историческая справка, характеристика учебной базы ИПК и направлений повышения квалификации

С 1968 по 1974 годы в рамках Минсредмаша СССР было образовано 6 учебных центров – институтов повышения квалификации руководящих работников и специалистов (РР и С) отрасли: Центральный институт повышения квалификации (ЦИПК) в г.Обнинске и пять его филиалов – в Москве, Ленинграде, Новосибирске, на Урале и Украине (г.Желтые Воды).

Каждый учебный центр был спрофилирован по отраслевой тематической специализации: ЦИПК – промышленные предприятия, Московский филиал – научные и конструкторские организации, Ленфилиал – капитальное строительство, торговля и общественное питание (система рабочего снабжения), Уральский филиал – комбинаты обогатительных и разделительных спецтехнологий, Новосибирский филиал – монтажные предприятия электроавтоматики, Желтоводский филиал – горнодобывающие предприятия.

Для 4-х учебных центров (Обнинск, Ленинград, Урал, Желтые Воды) по специальным проектам были построены новые учебные комплексы, включающие помещения для аудиторных занятий, лаборатории, центры питания, гостиницы для иногородних слушателей – работников отраслевых предприятий.

Общая пропускная способность созданной системы повышения квалификации составляла 1000–1200 человек единовременно с отрывом от производства. При месячной продолжительности обучения (до середины 80-х годов) система обеспечивала плановое повышение квалификации до 12000 работников отраслевых предприятий и организаций. К тому времени численность работников Минсредмаша составляла 1,5 миллиона человек и около 2000 человек – численность Центрального аппарата Министерства.

Этапы реорганизации системы ИПК в 90-х годах

К началу 90-х годов с распадом СССР прекратилось бюджетное финансирование деятельности учебных центров повышения квалификации. Филиал в Желтых Водах отошел к Украине. При определенном спаде образовательной деятельности ЦИПК и его филиалы перешли к набору слушателей на рыночной основе с предоставлением платных образовательных, гостиничных услуг, сохраняя наработанные связи с предприятиями и организациями отрасли. Менялась в определенной степени и тематическая направленность деятельности центров вследствие структурных изменений в отрасли. Так, Ленфилиал ЦИПК встал перед фактом упразднения системы рабочего снабжения и резкого сокращения строительства атомных объектов, жилья и соцкультбыта. Существенное возрастание транспортных расходов подвигло ИПК к региональному принципу набора слушателей и формирования тематики учебных программ.

Появление нового законодательства РФ в сфере предпринимательской деятельности вынудило произвести реорганизацию всех филиалов в самостоятельные ИПК с сохранением статуса юридических лиц (1991–1992 гг.). ЦИПК продолжал выполнять функции головного ИПК.

Принятый в начале 90-х годов закон «Об образовании» привел к следующему этапу реорганизации: ИПК приняли статус образовательных учреждений, прошли аттестацию и лицензирование своей образовательной деятельности, сохраняя отраслевую принадлежность и связи с организациями и предприятиями, работая на основе рыночных отношений и полной самоокупаемости.

С принятием Гражданского кодекса, новых законов и поправок в законодательство более четко определился статус ИПК как государственных образовательных учреждений (ГОУ). Вместе с тем нарастали и проблемы.

Образовательная деятельность, по определению не прибыльная, не могла обеспечить достаточный уровень доходов для поддержания и развития мощной материальной базы центров.

Реструктуризация отрасли привела к объективному сокращению численности отраслевых предприятий и общей численности работников, а значит, сокращался поток слушателей в отраслевые ИПК.

В этих условиях практически полностью прекратились координация деятельности отраслевых центров повышения квалификации и отраслевые заказы на целевое обучение.

Этапы реорганизации ИПК в ходе осуществляемой административной реформы учреждений

Концепция реформирования образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, разработанная Минобрнауки России, вполне укладывалась в практику деятельности отраслевых ИПК и была ими положительно воспринята. Рыночные отношения при продаже образовательных услуг уже давно стали нормой отношений с заказчиками. Отдельные ИПК (ЦИПК, ГРОЦ) сформулировали свою тактику и стратегию перехода от статуса ГОУ путем преобразования в Автономное учреждение и далее в ОАО. По ГРОЦ такая позиция обсуждалась на уровне руководства Росатома (А.Ю.Румянцев, Э.Е.Антипенко). Анализировался также обозначенный в концепции Минобрнауки России вариант присоединения к университетскому комплексу.

Однако практическая реализация преобразований в настоящее время стала невозможной ввиду несовершенства законодательства. Закон о некоммерческих организациях не оговаривает процедуру передачи материальной базы ИПК (федеральной собственности) в собственность автономного учреждения. В законе о приватизации не отменено положение о моратории на приватизацию государственных образовательных учреждений, что блокирует переход в акционерное общество.

Возможный вариант присоединения к университетскому комплексу возможен и целесообразен лишь в отдельном частном случае, как, например, для Уральского ИПК «Прогресс», расположенного в одном городе Новоуральске вместе с отраслевым вузом – Университетом и градообразующим предприятием – Уральским электрохимическим комбинатом. В этом случае, разумеется, происходит потеря юридического лица ИПК, что для других территориально обособленных институтов является неприемлемым.

Особая ситуация сложилась в ИПК в Новосибирске, где ранее произошла трансформация собственности – отдельного здания института, первоначально выкупленного у государства коммерческим банком, а затем переданного банком в собственность коллективу института. Возникла при этом благоприятная юридическая ситуация, позволившая провести реорганизацию ГОУ СибИПК в Автономную некоммерческую организацию (АНО).

Реорганизация остальных ИПК ограничилась переводом их счетов в Федеральное казначейство с корректировкой уставов в части переименований в Федеральные государственные учреждения (ФГОУ).

Минэкономразвития России по запросу ГЦИПК и ГРОЦ подтвердил легитимность сохранения настоящего статуса ФГОУ при отсутствии бюджетного финансирования и открытых в казначействе внебюджетных счетах. Такое временное положение может быть сохранено до принятия законопроектов, внесенных Минэкономразвития России в Правительство РФ, и позволяющих реализовать переход в Автономное учреждение и далее, может быть, и в акционерное общество.

Истинные проблемы, вынуждающие искать приемлемые формы статуса и видов образовательной деятельности отраслевых ИПК

Залогом выживания отраслевых ИПК в период перехода к рынку была, безусловно, созданная в предшествующий период мощная основа в виде современной на то время материальной базы, управленческого и преподавательского потенциала, прочных связей с отраслевыми предприятиями.

Сегодня по прошествии более чем 20 лет эта основа истощается. Стареют основные фонды, реконструкция только за счет оборотных средств уже невозможна. Бюджетные вливания тоже маловероятны. В этой связи оправдана стратегия с ориентацией на акционирование образовательных центров. Большинство отраслевых Федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) наверняка будут акционированы, и именно они могут стать в будущем акционерами и источниками инвестиций для реконструкции материальной базы ИПК.

С переходом к рынку существенно изменилась динамика производственных и общественных отношений. При этом рост динамичности характерен и для западных стран. В системе дополнительного профессионального образования у нас и за рубежом учеба с отрывом от производства стала существенно короче. Сегодня не мыслима месячная командировка на учебу с классической продолжительностью программы в 144 часа. Недельный курс становится максимально возможной альтернативой очной учебы с отрывом от производства для слушателя, работника предприятия или бизнесмена. Не в последнюю очередь это диктуется и значительными затратами на проживание, питание, транспорт, зачастую превышающими стоимость чисто образовательных услуг.

Существенных изменений требует и система управления образовательной деятельностью. Классическая кафедральная структура, привнесенная в систему повышения квалификации из высшей школы в 70-х годах, сегодня ни в коей мере не соответствует ни характеру этой образовательной деятельности, ни опыту и практике подобных зарубежных центров, бинес-школ. Не оправдан постоянный штат высококвалифицированного преподавательского состава в структуре кафедр при короткой продолжительности учебных курсов, частой смене их тематики.

Отечественный и зарубежный опыт приводит к схеме управления дополнительным профессиональным образованием через руководителей высокой квалификации – менеджеров учебных программ, минимального технического персонала, с максимальной самостоятельностью в подборе преподавателей-почасовиков и ответственностью за эффективность обучения и экономический результат.

Назрели проблемы также в тематической направленности образовательных программ. Наше желание сегодня – возврат к целевым программам по госзаказу Росатома, в идеале при целевом финансировании – оплате всех расходов образовательных центров и слушателей (проживание, питание, транспорт и др.). Тематика таких программ задается в соответствии с целевыми задачами федерального агентства. При этом директивно формируется состав учебной группы. Практика такого обучения тривиальна и для государственных органов управления и власти современной России (например, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и др.), и для западных стран и международных организаций (МАГАТЭ, ЕВРОАТОМ и др.).

Целевые учебные программы являются желательной формой взаимодействия и с отраслевыми предприятиями и организациями, входящими в структуру Росатома или выполняющими его заказы Акционерными обществами. Тематика таких программ формируется исключительно из потребностей заказчика. Никакая специализация образовательных центров не может быть препятствием в постановке заказываемой программы. Учитывается только ресурс средств на привлечение квалифицированных лекторов и специалистов. Такова и повсеместная практика зарубежных учебных центров, подобных нашим институтам повышения квалификации.

Еще одной перспективной тематической формой образовательных программ, заказываемых предприятиями, могут быть учебные курсы для потребителей (заказчиков) продукции и услуг этих предприятий. Опять-таки, это широко распространенная практика зарубежных фирм, так как считается, что учеба – наиболее эффективный способ маркетинга, т.е. продвижения товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках. Крупные фирмы имеют специальную сеть авторизированных учебных (тренинг) центров, либо проводят авторизацию (поддержку) сторонних центров, в том числе и на базе российских учебных центров.

Современные формы и методы образовательной деятельности в рамках корпоративных систем

Стоящие сегодня перед отраслевыми институтами повышения квалификации проблемы имеют ряд вариантов решения, основанных на отечественном и зарубежном опыте.

Задача реализации длительных образовательных программ или больших по объему, предлагаемых для усвоения знаний, решается путем интенсификации обучения с использованием передовых компьютерных, информационных технологий, а также систем дистанционного образования (ДО). В последнем случае переходу на использование системы дистанционного образования, как правило, предшествует система очно-заочного обучения с модульным, блочным (поэтапным) принципом построения учебных программ.

Для отраслевых институтов повышения квалификации компьютеризация учебных курсов и, на этой основе, использование современных систем ДО были бы целесообразными в рамках кооперации в разработке учебной информационной базы, единой для всех институтов и инвариантных курсов (например, «Ядерная и радиационная безопасность» и др.) с администрированием системного модуля в интернете на одном сервере. Такая система обучения является корпоративной для отраслевых институтов, позволяющая каждому из них проводить учебные курсы для слушателей предприятий своего региона независимо и асинхронно от других.

Можно также представить сопряжение системы ДО институтов с собственно корпоративными системами обучения, широко распространяемыми на крупных отечественных предприятиях и за рубежом.

Однако такой проект требует значительных средств на приобретение и поддержание инструментальной части компьютерной системы. Здесь необходима финансовая поддержка Росатома.

Предпосылки использования и развития учебной базы центров повышения квалификации как бизнес-инкубаторов и технопарков

Декларируемая руководством Росатома задача активизации инновационной деятельности может быть в какой-то мере решена целевым и более эффективным использованием помещений и инфраструктуры учебных комплексов всех отраслевых ИПК, созданием и развитием сети инкубаторов и, в конечном счете, отраслевых технопарков. Однако и здесь необходима поддержка Росатома, а также федеральных и местных органов власти для реализации известного льготирования инновационных проектов и выращиваемых при этом фирм.

Инкубаторы и технопарки на базе отраслевых ИПК – прекрасная основа для их возрождения и эффективного вклада в инновационный прогресс Росатома.

ГРОЦ – образовательный центр повышения квалификации и аттестации строителей

Строительство только одного, четвертого блока Калининской АЭС заставило приложить невероятные усилия по сбору и организации оставшихся в отрасли строительных предприятий. Возведение нескольких блоков АЭС в год – задача, выполнимая лишь с возвратом к масштабному восстановлению в единое целое всех элементов специализированного строительного комплекса: проектирование – стройиндустрия – строительство и монтаж.

ГРОЦ сохранил потенциал в этом направлении. Во взаимодействии с Госстроем и региональными структурами лицензирования строительной деятельности ГРОЦ проводит аттестацию руководителей и специалистов строительных организаций, поддерживает международные связи с объектами ядерных технологий Франции, Швеции, Финляндии, Германии. Интеллектуальный потенциал профильных кафедр вузов Санкт-Петербурга также будет использован для реализации целевых программ повышения квалификации и переподготовки кадров строительного профиля, равно как и освоенных в последние годы программ в сфере ядерной и радиационной безопасности, экологии и охраны окружающей среды, работы с общественностью и др.

Важно увязать эти программы с внятными целями подъема атомной отрасли, т.е. реализовывать их в классике отраслевого госзаказа.

В декабре 2005 года ЦИПК в Обнинске и ГРОЦ в Санкт-Петербурге совместно с ЦНИИатоминформ впервые за 15 лет реализовали пилотный проект такого заказа. И это обнадеживает.

Журнал «Атомная стратегия» № 20, январь 2006 г.

назад

Материалы из архива

8.2007 Ядерная энергетика в космосе

Юрий Зайцев, действительный академический советник Академии инженерных наук В системах энергоснабжения космических аппаратов сегодня преобладает солнечная энергетика. Вместе с тем, несмотря на то, что КПД солнечных элементов за последнее время значительно вырос, они фактически достигли пределов своего технического развития и могут оставаться главным источником электроэнергии только на околоземных орбитах и то лишь при определенных ограничениях ее потребления бортовой спутниковой аппаратурой.

3.2009 Зарплата, жилье и «что-нибудь для души»

Яна Янушкевич, «Вестник ГХК»Государственная корпорация «Росатом» особое внимание уделяет профессиональному становлению молодежи. Среди ключевых показателей эффективности, установленных руководством отрасли, есть один, касающийся молодых специалистов. В течение 2009 года, как гласят требования, необходимо добиться того, чтобы средний показатель количества молодых специалистов в возрасте до 35 лет по предприятиям «Росатома» достигал 26,5%. На ГХК доля работников данной категории уже достигает этой цифры.

1.2006 Есть ли будущее у взрывной дейтериевой энергетики?

Б.В.Литвинов, академик, ВНИИТФ, г. Снежинск Вынесенный нами для обсуждения в этой статье вопрос, скорее всего, будет встречен с недоумением. Во-первых, термин «взрывная дейтериевая энергетика» был введен в употребление сравнительно недавно группой исследователей – физиков Российского Федерального Ядерного Центра – ВНИИ технической физики им. академика Е.И.Забабахина (г.Снежинск, Челябинской области), издавших в 1996 г. в нашем институте небольшую книгу под названием «Взрывная дейтериевая энергетики».