Дополнительное образование в сфере государственного управления: основные задачи

А.С.Эпштейн, НИИ теории архитектуры и градостроительства, Москва

Основные задачи дополнительного образования в сфере государственного управления определяются необходимостью выработки у нового поколения управленцев четкого представления о том, как следует думать в процессе постановки управленческой задачи, формулировании альтернативных и конкурирующих вариантов, их количественной оценке, обсуждении и принятии окончательного решения.

Это особенно важно в условиях компрадоризации всех звеньев российского общества в условиях, когда около половины потребностей страны удовлетворяется за счет импорта и когда личное благополучие не менее 1/3 экономистов и юристов, депутатов и чиновников всех уровней напрямую связаны с обслуживанием интересов зарубежных фирм. А это означает разработку и внедрение ими таких, якобы, научных рекомендаций, которые расчищают дорогу зарубежным фирмам, как правило, в ущерб национальной экономике. Вот почему необходимо обучить управленцев методам экспресс-оценки научных рекомендаций, ибо в условиях коммерциализации науки и превращения научных работников в наименее оплачиваемую категорию населения (после работников библиотек) нет ни одной сколько-нибудь оплачиваемой мерзости, которая не была бы освещена какой-либо кандидатской или докторской мантией.

Необходимо выработать у будущих управленцев иммунитет к тому, что по каждому важному вопросу, затрагивающему жизненные интересы общества, им придется столкнуться минимум с семью разными точками зрения, отражающими: 1) прямое предательство национальных интересов; 2) чей-то личный интерес; 3) интерес местного территориального сообщества; 4) интерес регионального территориального сообщества; 5) интересы ведомства на федеральном или территориальном уровне; 6) общефедеральный интерес; 7) глобальный интерес. А будущее управленческое решение должно увязать все интересы (кроме вредительских).

Будущий управленец должен владеть вычислительными технологиями согласования этих интересов на основе оценки их соответствия глобальному критерию эффективности -максимум снижения ресурсоемкости единицы валового внутреннего продукта при ожидаемых ресурсах за счет системной организации производства и расселения в данной местности и по стране в целом.

При этом управленец должен не только понимать, но и уметь доказывать тот не для всех очевидный факт, что от уровня системной организации зависит степень гармонизации взаимоотношений бизнеса, населения и власти, а от нее -- уровень инвестиционной привлекательности данной территории для отечественных и иностранных инвесторов. Особенно важно выработать понимание того, что крупный бизнес в системной организации России заинтересован больше, чем сама власть, ибо основной ущерб от недоиспользования эффекта от системной организации несет, в конечном счете, именно крупный бизнес.

Одновременно у будущих управленцев необходимо выработать безусловный рефлекс необходимости финансирования не только фундаментальных научных исследований, но и методологических основ решения каждой стоящей перед управлением задачи, так как без научно-обоснованной методологии не выявить наиболее эффективные пути системной организации общества и не защититься от сознательных или бессознательных рекомендаций своих консультантов и советников (ведь прежде чем оценивать варианты, необходимо суметь грамотно сформулировать такие варианты, а это можно сделать только при глубокой методологической подготовленности).

Без такой подготовки кадров управленцев неизбежно закрепление сложившейся в современной России ситуации, когда высшей добродетелью управленца является подмена научной технологии мышления его обыденным здравым смыслом и ориентация на принцип двух точек зрения -- одна моя и остальные неправильные. Между тем, на современном этапе эволюции мирового сообщества нет ничего более бессмысленного, чем принятие решений с позиций обыденного здравого смысла, а построенная на его основе личная точка зрения, как правило, является либо ошибочной, либо неточной.

В свете сказанного становится понятным, что сегодня главной и первоочередной задачей является повышение научной квалификации преподавательских кадров в сфере государственного управления. Будучи поставленными современным хозяйственным механизмом в ситуацию борьбы за физическое выживание своей семьи, большинство преподавателей находится в состоянии нравственного и интеллектуального кризиса. Поэтому преподавание нередко сводится к пересказу учебников по рыночной экономике, написанных не про Россию и не для России, представляя собой угрозу национальной безопасности.

Ниже дается перечень основных проблем, на знание которых должна проводиться переаттестация всех преподавательских кадров в сфере государственного управления.

A. Основные черты современной технологии мышления

1. Условия осмысленности авторской позиции и критерий эффективности авторских рекомендаций; требования, которым должна отвечать рекомендация в сфере государственного управления, чтобы ее можно было считать научно-обоснованной.

2. Основные понятия общей теории систем, их практическое значение для решения задач государственного управления и вычислительная схема согласования экономических, экологических и социальных процессов.

3. Фундаментальные свойства демократии, рыночных отношений и рыночной экономики; индивидуальная и общественная стороны рыночных отношений и их взаимодействие до середины XX века (взаимоусиливающие) и в настоящее время (взаимоисключающие).

4. Сочетание экономического, географического, градостроительного и кибернетического видения пространства.

5. Роль математического моделирования в современной России.

6. Причины превращения экономической и юридической наук в непосредственно разрушительную силу общественного развития России.

7. Причины принципиальной неработоспособности советского хозяйственного механизма и современного российского хозяйственного механизма.

8. Требования к технологии мышления при проведении административных реформ, в т.ч. по административно-территориальному устройству и административно-территориальному делению России.

9. Требования к технологии мышления при решении вопросов включения России в глобальные процессы.

Б. Специфика рыночных отношений в современной России

1. Специфика России как экономико-географической системы и ее влияние на эффективность рыночных отношений.

2. Эффективность, экономичность, выгодность и результативность управленческих решений; критерий их эффективности и критерий оптимальности; градостроительный и экономико-географический аспекты эффективности хозяйственных решений и экономический аспект эффективности градостроительных решений.

3. Национальные интересы России и главные внутрисистемные угрозы, препятствующие их реализации на современном этапе.

4. Легитимность и законность законов; единство и прозрачность экономического пространства; права человека и ответственность за нарушение принципа эквивалентности во взаимоотношениях между индивидами, между индивидами и территориальными общностями людей.

5. Условия ускорения темпов экономического роста в России.

6. Условия повышения конкурентоспособности российской экономики и превращения России в самую инвестиционно-привлекательную страну мира.

7. Технология оптимального сочетания государственных, муниципальных и рыночных механизмов регулирования поведения разных слоев и территориальных групп населения при выборе места жительства, места приложения труда и капитала, места реализации результатов своего труда.

8. Рыночные и кибернетические основы проведения налоговой, тарифной, земельной, жилищно-коммунальной, миграционной и демографической политики.

В. Современные технологии снижения социальной напряженности и гармонизации взаимоотношений бизнеса, населения и власти

1. Научные основы гармонизации взаимоотношений бизнеса, населения и власти.

2. Многоуровневая система градостроительного и экономического прогнозирования.

3. Технология ликвидации бедности.

4. Технология снижения социальной напряженности и обеспечения безусловного доверия населения ко всем ветвям и уровням власти.

5. Технология оптимального взаимодействия между государственной властью, местным самоуправлением и территориальным общественным самоуправлением на стадии выработки стратегии социально-экономического развития страны, субъектов РФ и муниципальных образований при составлении проектов годовых бюджетов и на стадии их корректировки в бюджетном году.

6. Технология сокращения социальной базы межнациональных и религиозных конфликтов на территории субъектов Российской Федерации.

Перечисленное является тем минимумом, которым должны владеть все управленцы в Российской Федерации, начиная от преподавателя курсов повышения квалификации и кончая менеджером промышленного, сельскохозяйственного и прочего предприятия, независимо от его формы собственности. И уже на этот минимум следует накладывать специфические знания для каждого звена, уровня и вида управленческой деятельности.

назад

Материалы из архива

11.2007 «Западные ценности» в обмен на энергоресурсы

Э.П.Щербинина, специалист по мировой экономике, Санкт-Петербург, shcherbinina@bigmir.net Анализ событий, происходящих в течение последних нескольких лет в мире и, особенно на Ближнем и Среднем Востоке, однозначно указывает на намечающиеся крупные сдвиги в соотношении политических сил на мировой арене. Мир постепенно движется к многополярности, причем весьма заметную роль в нем начинают играть представители незападных цивилизаций...

12.2007 РЕТРО энергичного АТОМА - «сказка - быль, да в ней намек»

По случаю 87-й годовщины плана ГОЭЛРО, 41-го по счету празднования дня Энергетика и в честь тридцатилетия атомной энергетики Украины. Может быть, нам все-таки, следует научиться обращать внимание на кажущиеся мелочами обстоятельства. Во-первых, говорят, что мелочей не бывает вовсе. Во-вторых, на практике убедились, что любое хорошее с виду начинание губится именно мелочами.

1.2008 Атом имени Ломоносова

Александр КулешовРазговоры о строительстве атомной теплоэнергоцентрали (АТЭЦ) в Архангельске велись еще в 80-х годах прошлого столетия. Однако Чернобыльская катастрофа поставила жирную точку на проекте, не смотря на то, что площадку под строительство уже начинали готовить. Неподалеку от Архангельска до сих пор можно наблюдать несколько заросших, частично асфальтированных дорог, ведущих к горам песка. Больше здесь ничто не напоминает о начавшемся когда-то строительстве.