Сквозь огни и воды

Анна Семенова, корреспондент журнала «Атомная стратегия»

Сказать, что на атомном флоте все плохо, было бы несправедливо. Есть «золотой» фонд, за счет которого можно достичь былой мощи. Этот резерв в людях.

На флоте пока еще достаточно преданных профессии специалистов, а, кроме того, из институтов приходит пополнение. Не в том объеме, что раньше, однако этот ручеек еще не иссяк. И среди молодых есть патриоты, уверенные в блестящем будущем нашего атомного флота.

Роман Кришталев родился в небольшом южном городке. В той части Краснодарского края, которая не имеет выхода на Черное море. Почему паренек мечтал о море? Казалось бы, живи он на побережье, его страсть была бы объяснима. А может как раз наоборот, его потянуло в море потому, что он был его лишен. В 15 лет он впервые задумался о том, чтобы податься на флот. Не последнюю роль в этом сыграл друг его отца – офицер-подводник. Роман бывал у него в гостях в Санкт-Петербурге и слушал рассказы об опасной и нетривиальной службе морского офицера.

В 16 лет после школы Роман приехал в Северную столицу, чтобы поступить в Военно­морской инженерный институт. Он успешно сдал вступительные экзамены и прошел психологический тест на профессиональное соответствие. Таким образом, южный климат сменился северным, а домашняя обстановка – казармой. В заданных условиях пришлось доказывать, что ты заслуживаешь уважения окружающих. Даже с учетом того, что дедовщины в учебном заведении нет, утвердить и поставить себя в сугубо мужском, а оттого жестком обществе, дано не каждому. Необходим внутренний стержень. Слабые уходят, не выдерживая давления среды и дисциплины. Отсев происходит и на уровне знаний. Одного ума оказывается недостаточно, требуются упорство и старание. Сообразительные и ленивые, привыкшие «выезжать» в школе на быстром схватывании новых знаний, не справляются с поступающим объемом информации. Учеба дается тяжело всем. Сколько-нибудь облегчить этот процесс может лишь живой интерес к предметам и то при известной доле усердия. Кто не научился трудиться – сходили с дистанции. В связи с этим к пятому курсу группа «потеряла» почти треть от общей численности.

Романа к цели вела мечта. На пути к ней он готов был и тонуть, и гореть. В прямом смысле. Это не образные фигуры. На территории ВМИИ есть вырезанный отсек подводной лодки, где курсанты проходят испытание огнем и водой. Это борьба за живучесть на практике. Каждый офицер должен быть психологически и физически готов к тому, что на корабле может произойти возгорание или образоваться течь. Грамотным действиям в экстремальных условиях их обучают в университете. «Тяжело в ученье – легко в бою» – в данном случае известная фраза верна лишь наполовину. Этим ребятам никогда не будет легко. Если «бой» состоится, на кону будут стоять их жизни. Тренировки – это не гарант спасения, а всего лишь шанс.

– Нас учили бороться с водой и огнем. Очаг возгорания был известен, в случае с водой срабатывал фактор неожиданности. Важно не только знать, как действовать, но и суметь вовремя применить знания. Ситуация была максимально приближена к реальной, мы пользовались теми средствами, которые есть на корабле.

– Роман, а страха не было? Мысли о том, что не справитесь, не одолевали?

– Важно не думать, а действовать и верить, что все получится. Сомнения разлагают и ведут к панике. В экстремальных ситуациях люди проявляются совершенно неожиданно, с разных сторон. Борьба за живучесть – дело не одного человека, поэтому важно организовать коллектив.

– Это была игровая ситуация, преподаватели вас страховали, и погибнуть вам никто бы не дал. Но благодаря учениям ты знаешь, насколько опасна профессия подводника и насколько велика ответственность за собственную жизнь. Как раз тот случай, когда спасение утопающего – дело рук самого утопающего. Понимание этого уже само по себе тяжкий груз. Кроме того, история знает немало трагических случаев… Перспектива, прямо скажем, вырисовывается не самая заманчивая.

– Меня это не пугает. Я верю в судьбу, каждому предначертан свой путь. Кроме этого, я считаю, что атомный флот будет развиваться, что его «золотая эпоха» впереди. Корабли станут лучше и надежнее.

– Неожиданная точка зрения, – улыбнулась я. – А на чем базируется твоя уверенность?

– Читаю литературу, общаюсь с преподавателями. Информация, которую я получаю, убеждает меня, что у атомного флота есть все предпосылки к развитию. И мне нравится этим заниматься. На 3 курсе я почувствовал, что выбрал правильный путь, – это мое! Когда встречаюсь со своими друзьями и приятелями, которые учатся в гражданских вузах, то лишний раз убеждаюсь, что был прав, пойдя сюда. Я ощущаю перед ними свое преимущество в знаниях и командном мастерстве. Каждый курсант проходит командную подготовку. Могу, например, организовать коллектив, направить энергию личного состава в нужное русло. Этот опыт считаю полезным не только для службы, но и для жизни. Мне нравится видеть, чувствовать и узнавать то, что мне здесь дают.

Кришталев вместе с товарищем взяли премию Потанина на конкурсе курсантов по командирским качествам. Это тем более почетно, что участвовали лучшие представители всех военных вузов Северо-Запада и Московской области. В профессии он ставит для себя не менее высокую планку:

– Чувствую себя уверенно, и буду стараться достичь наивысших высот. На сушу возвращаться не собираюсь, намерен служить до конца. Сейчас для меня главная задача получить распределение в Западную Лицу.

Все время пока я общалась с юношей, меня не покидало ощущение недоуменного удивления. Как в наше циничное время можно иметь такие наивно-восторженные представления? Из чего черпать веру в расцвет атомного флота, если «палачи» уже трудятся? Однако я завидую этому прекраснодушному пареньку с его высокими идеалами. Кто знает, может ему и не придется переживать крушение иллюзий, ведь есть же люди, которые фанатично несут свои идеи всю жизнь. Говорят, пессимизм – это настроение, а оптимизм – воля. И, может быть, правы педагоги, что не говорят своим воспитанникам всей правды. Все равно они со временем ее сами откроют. И все-таки… здорово, что есть такая молодежь. Это как-то радует.

Журнал «Атомная стратегия» № 26, ноябрь 2006 г.

назад

Материалы из архива

4.2008 SCHRITTE UBER GRENZEN

"куда в пятницу на Страстной 1300 г. шагнул Данте" (А.Франс)

Д.А.Тайц, к.ф.-м.н. Разуму дана единственная граница (горизонт) – бытие-небытие, жизнь-смерть, живое-неживое, единственная настоящая в том мире, в который мы погружены, который мы знаем. Знание – состояние, самый недвусмысленный синоним понятию "жизнь". Корни дерева знают, на какой почве и куда развиваться, дерево – как реагировать на условия климата. Микроорганизмы или насекомые знают, что за среда подходит колонии. Моряк знает, как управлять парусами.

10.2009 Чернобыль и Саяно-Шушенская ГЭС: что ведет к катастрофе

О.М.Ковалевич, доктор технических наук, профессор  Авария на Саяно-Шушенской ГЭС (СШ ГЭС) всколыхнуло воспоминания о Чернобыльской катастрофе, в том числе среди тех, кто был её свидетелем  не со стороны. Много общего, несмотря на возможность извлечь уроки за более чем двадцатилетний разрыв по времени. Толчком к созданию этих заметок послужила статья Б.И.Нигматулина [1] и  дальнейшие публикации в СМИ, где особо впечатлил анализ возможных причин и путей развитий аварии  в [2].

5.2007 Новости РНЦ «Курчатовский институт»

18 апреля 2007 г. Президент РФ В.В.Путин посетил Российский научный центр «Курчатовский институт». Это первое посещение Главой государства Курчатовского института за всю его историю. Генеральная схема размещения АЭС Правительство РФ 19 апреля приняло за основу генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 г. Генеральная схема предполагает максимальное увеличение доли атомной генерации, гидрогенерации и угольной энергетики в общем объеме выработки электроэнергии в стране и сокращение доли газовой генерации.