Сквозь огни и воды

Анна Семенова, корреспондент журнала «Атомная стратегия»

Сказать, что на атомном флоте все плохо, было бы несправедливо. Есть «золотой» фонд, за счет которого можно достичь былой мощи. Этот резерв в людях.

На флоте пока еще достаточно преданных профессии специалистов, а, кроме того, из институтов приходит пополнение. Не в том объеме, что раньше, однако этот ручеек еще не иссяк. И среди молодых есть патриоты, уверенные в блестящем будущем нашего атомного флота.

Роман Кришталев родился в небольшом южном городке. В той части Краснодарского края, которая не имеет выхода на Черное море. Почему паренек мечтал о море? Казалось бы, живи он на побережье, его страсть была бы объяснима. А может как раз наоборот, его потянуло в море потому, что он был его лишен. В 15 лет он впервые задумался о том, чтобы податься на флот. Не последнюю роль в этом сыграл друг его отца – офицер-подводник. Роман бывал у него в гостях в Санкт-Петербурге и слушал рассказы об опасной и нетривиальной службе морского офицера.

В 16 лет после школы Роман приехал в Северную столицу, чтобы поступить в Военно­морской инженерный институт. Он успешно сдал вступительные экзамены и прошел психологический тест на профессиональное соответствие. Таким образом, южный климат сменился северным, а домашняя обстановка – казармой. В заданных условиях пришлось доказывать, что ты заслуживаешь уважения окружающих. Даже с учетом того, что дедовщины в учебном заведении нет, утвердить и поставить себя в сугубо мужском, а оттого жестком обществе, дано не каждому. Необходим внутренний стержень. Слабые уходят, не выдерживая давления среды и дисциплины. Отсев происходит и на уровне знаний. Одного ума оказывается недостаточно, требуются упорство и старание. Сообразительные и ленивые, привыкшие «выезжать» в школе на быстром схватывании новых знаний, не справляются с поступающим объемом информации. Учеба дается тяжело всем. Сколько-нибудь облегчить этот процесс может лишь живой интерес к предметам и то при известной доле усердия. Кто не научился трудиться – сходили с дистанции. В связи с этим к пятому курсу группа «потеряла» почти треть от общей численности.

Романа к цели вела мечта. На пути к ней он готов был и тонуть, и гореть. В прямом смысле. Это не образные фигуры. На территории ВМИИ есть вырезанный отсек подводной лодки, где курсанты проходят испытание огнем и водой. Это борьба за живучесть на практике. Каждый офицер должен быть психологически и физически готов к тому, что на корабле может произойти возгорание или образоваться течь. Грамотным действиям в экстремальных условиях их обучают в университете. «Тяжело в ученье – легко в бою» – в данном случае известная фраза верна лишь наполовину. Этим ребятам никогда не будет легко. Если «бой» состоится, на кону будут стоять их жизни. Тренировки – это не гарант спасения, а всего лишь шанс.

– Нас учили бороться с водой и огнем. Очаг возгорания был известен, в случае с водой срабатывал фактор неожиданности. Важно не только знать, как действовать, но и суметь вовремя применить знания. Ситуация была максимально приближена к реальной, мы пользовались теми средствами, которые есть на корабле.

– Роман, а страха не было? Мысли о том, что не справитесь, не одолевали?

– Важно не думать, а действовать и верить, что все получится. Сомнения разлагают и ведут к панике. В экстремальных ситуациях люди проявляются совершенно неожиданно, с разных сторон. Борьба за живучесть – дело не одного человека, поэтому важно организовать коллектив.

– Это была игровая ситуация, преподаватели вас страховали, и погибнуть вам никто бы не дал. Но благодаря учениям ты знаешь, насколько опасна профессия подводника и насколько велика ответственность за собственную жизнь. Как раз тот случай, когда спасение утопающего – дело рук самого утопающего. Понимание этого уже само по себе тяжкий груз. Кроме того, история знает немало трагических случаев… Перспектива, прямо скажем, вырисовывается не самая заманчивая.

– Меня это не пугает. Я верю в судьбу, каждому предначертан свой путь. Кроме этого, я считаю, что атомный флот будет развиваться, что его «золотая эпоха» впереди. Корабли станут лучше и надежнее.

– Неожиданная точка зрения, – улыбнулась я. – А на чем базируется твоя уверенность?

– Читаю литературу, общаюсь с преподавателями. Информация, которую я получаю, убеждает меня, что у атомного флота есть все предпосылки к развитию. И мне нравится этим заниматься. На 3 курсе я почувствовал, что выбрал правильный путь, – это мое! Когда встречаюсь со своими друзьями и приятелями, которые учатся в гражданских вузах, то лишний раз убеждаюсь, что был прав, пойдя сюда. Я ощущаю перед ними свое преимущество в знаниях и командном мастерстве. Каждый курсант проходит командную подготовку. Могу, например, организовать коллектив, направить энергию личного состава в нужное русло. Этот опыт считаю полезным не только для службы, но и для жизни. Мне нравится видеть, чувствовать и узнавать то, что мне здесь дают.

Кришталев вместе с товарищем взяли премию Потанина на конкурсе курсантов по командирским качествам. Это тем более почетно, что участвовали лучшие представители всех военных вузов Северо-Запада и Московской области. В профессии он ставит для себя не менее высокую планку:

– Чувствую себя уверенно, и буду стараться достичь наивысших высот. На сушу возвращаться не собираюсь, намерен служить до конца. Сейчас для меня главная задача получить распределение в Западную Лицу.

Все время пока я общалась с юношей, меня не покидало ощущение недоуменного удивления. Как в наше циничное время можно иметь такие наивно-восторженные представления? Из чего черпать веру в расцвет атомного флота, если «палачи» уже трудятся? Однако я завидую этому прекраснодушному пареньку с его высокими идеалами. Кто знает, может ему и не придется переживать крушение иллюзий, ведь есть же люди, которые фанатично несут свои идеи всю жизнь. Говорят, пессимизм – это настроение, а оптимизм – воля. И, может быть, правы педагоги, что не говорят своим воспитанникам всей правды. Все равно они со временем ее сами откроют. И все-таки… здорово, что есть такая молодежь. Это как-то радует.

Журнал «Атомная стратегия» № 26, ноябрь 2006 г.

назад

Материалы из архива

6.2006 Синдром эмоционального выгорания

С.Г.Кривенков, к.б.н., д. ф. в области философии и психологии личности; Ж.В.Волкова, психолог СПбНЦЭПР Еще в 1970-е годы XX века было введено понятие "синдром эмоционального выгорания". Прежде всего это явление характерно для представителей профессий типа "человек - человек", которые вынужденны постоянно общаться с другими людьми, причем не по собственному выбору. Несколько десятилетий назад Кристиной Маслач была дана "хлесткая" формулировка: "Сгорание - плата за сочувствие".

12.2008 Огонь — главный враг подводника

Е.В.Лаухин, капитан I ранга в отставкеВ обеспечении пожарной безопасности атомных подводных лодок (АПЛ) давно наступил кризис, требующий не только принятия неординарных мер, но и осознания роли всех составляющих в предотвращении и устранении пожара. Неправильно поставленные цели приводят к неправильной постановке задач. Изучение обстоятельств тяжёлых аварий на АПЛ и их гибели от пожаров позволяют выработать новые подходы для достижения победы над огнём.

3.2006 Принцип СП: ваш продукт – наши технологии

"Урал может стать местом реализации совместного российско-иранского проекта в сфере атомной энергетики. О нем в конце февраля принципиально договорились в Тегеране… При этом не исключается, что заказы, имеющие отношение к иранской ядерной программе, получат и другие предприятия отрасли, расположенные в Уральском округе" (ИА REGNUM)