Информационная безопасность РФ: постановка проблемы и возможные ее решения

С.Д.Гаврилов, ДЕКОМ Инновационные технологии, Москва

Нарушение информационной безопасности Российской Федерации, ее союзников и третьих стран, конфиденциальности их корпораций и фирм, обусловленные современной глобализацией и открытостью общества как социально-экономической системы, разделенной на страты с трудно проницаемыми границами, – среди наиболее проблемных аспектов сохранения суверенности государств.

Сформулированы основная проблема и цели предупреждения нарушения информационной безопасности, предложены технологические и организационные решения посредством создания независимой коммуникативно-информационной системы глобального масштаба

Совсем недавно в историческом масштабе, около 20 лет назад, академик Н. Моисеев отмечал, что развитие человечества как совокупности множества народов, наций, ранее союзов племен или родов племени, состоящих из лиц с отличным менталитетом, влечет, наряду с конвергенцией, их дальнейшую дивергенцию1. Распад Советского Союза повлек перераспределение как центров влияния, так и силовых позиций государств и их союзов не в пользу Российской Федерации. Более того, в течение примерно тех же 20 лет в открытом, постепенно глобализирующемся, но жестко контролируемом мире главенствовала одна сверхдержава – США.

1 Невольно вспоминается миф, видимо имевший реальную основу, о создании «Вавилонской башни».

Дивергенция имеет место, но в указанный период она происходит почти исключительно в европейской зоне влияния СССР, а сейчас и в составлявших его республиках, ныне независимых странах. Однако нельзя не отметить и конвергенцию как ряда стран СНГ, так и, например, нескольких латиноамериканских стран, причем последних сплачивает, в первую очередь, неприятие давления на них Соединенных Штатов, на грабительских условиях поглощающих их ресурсы и навязывающих им проамериканскую «демократию».

Причины казавшегося невероятным распада СССР анализировали и изучают до сих пор, выдвигая то одно доминирующее событие, например, катастрофу на Чернобыльской АЭС или войну в Афганистане, то совокупность факторов, последовательных или совмещенных во времени.

Полагаю, что среди основополагающих причин, наряду с нарастающим отставанием Советского Союза и содружества социалистических стран в научно-технологической сфере, что также вызвано различными факторами, – поражение в идеологической и пропагандистской войне. Эта война велась против СССР все время его существования, продолжается до сих пор, уже против Российской Федерации и на нашей территории, сознательно или неосознанно, в том числе агентами влияния, иногда представляющими различные зарубежные «некоммерческое организации», а в ряде случаев лицами, занимающими государственные посты, в культурной сфере и СМИ, в первую очередь.

Отметим и фактор, который, казалось бы, не имеет прямого отношения к информационной безопасности, – деградацию среднего класса в промышленно развитых странах в те же 20 лет, при отсутствии становления его в бывших европейских социалистических странах и странах СНГ, кроме жалких группок нуворишей, не случайно названных народом «олигархами». Это те самые «Корейки», которые до этого изображали демократов в западных странах и апологетов социализма в СССР и странах СЭВ, но мечтали показать всем, кто они на самом деле. И именно они, действуя с обеих сторон, обеспечили победу в идеологической и пропагандистской войне посткапиталистическим странам.

Возрождение Российской Федерации как одного из центров мирового влияния и силы наглядно показал саммит G8 в Санкт-Петербурге. Переход России как все более отстающего от промышленно развитых стран, погрязшего в долгах государства к активно защищающей свои интересы державы совершен, пусть и на ином производственном базисе, и сейчас борьба идет за обеспечение ее национальных интересов или их предательство в личных целях.

В этих условиях проблема защиты информации, начиная с государственных тайн и конфиденциальности до правовой защиты российских граждан, активизация контрпропаганды в других странах, стала особо актуальной и требует новых подходов и решений.

Подчеркнем, что проблема информационной безопасности существенно более широка, чем ее зачастую воспринимают в некоторых организациях Российской Федерации, рассматривая, отождествляя ее лишь с вопросами защиты определенных потоков информации.

1. Проблема нарушения информационной безопасности

Технологически и организационно на настоящей стадии развития цивилизации возможность и, соответственно, вероятность нарушения информационной безопасности государств, включая государственные тайны разного уровня, все упрощается. Столь же усложнена задача сохранения конфиденциальности в деловых отношениях юридических лиц, невзирая на масштаб их деятельности, и физических лиц, где нарушают осмысленную свободу личности. Эти две позиции также относятся к информационной безопасности, хотя и других уровней.

Поскольку без адекватной информационной безопасности возможен несанкционированный доступ к информации разного рода, требуется постоянное усложнение ее передачи. Фактически мы имеем дело со стандартной коллизией «щит и меч», хотя ущерб от непресечения доступа к закрытой информации может быть несравнимо большим.

Этот процесс ускорился еще во время массового внедрения радиосистем для передачи информации и, особенно, коммуникативно-информационных электронных систем, наиболее широко распространенная среди которых – Интернет. Такие системы массово влияют не только на сознание личностей, но и на их подсознание. Массовое зомбирование деформирует менталитет младших поколений в заданном извне направлении, последовательно формирует управляемые страты (слои агентов влияния) обществ суверенных государств.

По видимому, до сих пор многие из «власть имущих» не поняли, что «мягкое давление» на население, участь которого – обслуживать «золотой миллиард», может привести к не менее мощному социальному взрыву, как и прямое давление, угроза вооруженного вторжения, все чаще перерастающая в агрессию реальную, когда мирное население гибнет ради «установления демократии». Волеизъявлением народа признается только «демократии по американски», иначе же любые референдумы и выборы, как категорично утверждают те, кто уже причислил себя к «золотому миллиарду» – фальшивы.

Информационная безопасность Российской Федерации и иных стран на этапе чрезвычайно быстро развивающейся информатизации требует постановки новых задач, не ограниченных только противодействием потенциальному противнику. Помимо Российской Федерации, ее союзников и третьих стран, в ней заинтересованы, в частности, государственные организации и холдинги, корпорации и фирмы с частным и государственно-частными активами, транснациональные корпорации с российским капиталом.

Проблему можно сформулировать следующим образом:

Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации, ее союзников и третьих стран на разных уровнях путем предотвращения воздействия на технологии и технические средства, сознание и подсознание их граждан, осознанного или неосознанного, агентами влияния и средствами потенциального противника или конкурента как внутри, так и вне страны.

В сложившейся ситуации, когда речь идет не столько о противостоянии, сколько о конкурентоспособности и способности выживать при динамичном изменении внутренних и внешних условий, оправданным становится не только противодействие воздействию на менталитет населения своей страны, но и влияние, предпочтительно также массовое, на население, включая властных лиц, иных государств. Такое воздействие должно быть обоснованным, поскольку в условиях открытого общества и глобализации информационных потоков проверка достоверности информации весьма велика, и дезинформация, которую сейчас обычно называют «черным пиаром», может принести современному миру больше вреда, чем пользы.

Основные способы предупреждения нарушения информационной безопасности включают:

1. Создание информационного пространства с совокупностью защищенных информационных технологий и также защищенных информационно-коммуникационных программных и технических средств;

2. Предупреждение нарушения информационного пространства Российской Федерации, ее союзников и третьих стран в условиях возможного перехвата информации потенциальным противником;

3. Предотвращение вероятного ограничения информационно-коммуникационных возможностей России, ее союзников, третьих государств, корпораций и компаний;

4. Пресечение возможности получения и раскрытия информации, преимущественно закрытой, потенциальным противником или конкурентом, с последующим ее использованием против России, ее союзников и третьих стран;

5. Предупреждение возможности «взлома» информационных сетей хакерами, с последующим распространением не подлежащей огласке информации в виртуальном пространстве, для сохранения государственной тайны, конфиденциальности, обеспечения конкурентоспособности;

6. Пресечение получения и раскрытия информации, особенно конфиденциальной, террористическими организациями или отдельными террористами.

Соответственно, коммуникативно-информационная система в пределах информационного пространства должна иметь ряд защитных уровней для предотвращения воздействия на нее с поверхности планеты и (или) из атмосферы и (или) с космической орбиты, а также защищенные системы на суше, на водной и в подводной среде и в околоземном космическом пространстве, откуда посылают и где принимают защищенную информацию.

2. Возможные технологические и организационные решения

Перечень задач, подлежащих решению для достижения вышеуказанных целей:

– оценка уровня информационной безопасности, реализующих ее информационных технологий и технических средств в динамике;

– предотвращение получения закрытой информации потенциальным противником или конкурентом посредством системного анализа, формализованного и неформального, открытой информации;

– системная защита информации, позволяющая передавать и получать объективную информацию без вмешательства операторов посредством «черного ящика» с элементами искусственного интеллекта:

– не дающая возможности быстро раскодировать содержание информации,

– не позволяющая быстро определить основные элементы ее защиты,

– не дающая возможности однозначно прогнозировать ее дальнейшее развитие,

– позволяющая создать саморазвивающуюся внутриструктурную защитную систему, характеристики которой определяет динамика коммуникативно-информационной системы в совокупности с динамичной же защитной системой,

– препятствующая нарушению информационного поля государства или ряда стран, в том числе при внешних воздействиях,

– затрудняющая ограничение коммуникативных связей государственных организаций, предприятий, корпораций и фирм разных форм собственности внутри страны и между странами-союзниками;

– пресечение современного аутсорсинга, включая создание и (или) передачу информации, программных материалов в области информационной безопасности и смежных областях потенциальному противнику или террористическим организациям, а также конкурентам государственных организаций, холдингов, корпораций и фирм с частными и государственно-частными активами страны, транснациональных корпораций с российским капиталом.

Защита информации необходима и союзникам России и третьим странам в сфере противодействия внешним угрозам, например, для предотвращения террористических актов, пресечения наркотрафиков или каналов «отмывания» денег. Эти наиболее опасные для человечества действия тесно взаимосвязаны, и защита информации, особенно для предупреждения получения детальных данных о создания оружия массового поражения, просто необходима.

Характерно, что все большее число стран, не только членов «ядерного клуба», создают или планируют создать собственные информационные системы разного уровня, в том числе на орбитальном уровне. Наглядный пример – только что запущенный с космодрома «Байканур» российской ракетой казахстанский спутник, предназначенный для реализации информационных технологий как для самого Казахстана, так и близлежащих стран, включая часть регионов Российской Федерации.

Для решения перечисленных задач необходимо создания принципиально иной системы защиты информации, а также передающих и принимающих информацию объектов, кодирующей и расшифровывающей аппаратуры. Особое внимание должно быть уделено системной защите информации, что потребует оригинальных решений в области кодирования-раскодирования.

Требуется создание оперативной нормативной базы в области информационной безопасности с динамичным развитием нормативных документов, формально и неформально фиксирующих достижения в прорывных областях науки, наукоемкой продукции и высокотехнологичных услуг.

Необходимы также новые подходы к использованию разработок оборонной продукции и технологий в области их двойного применения, с защитой закрытой информации, государственных и коммерческих тайн, и, одновременно, упрощенным внедрением технологий и продукции двойного применения в гражданских отраслях. Некоторые организации и предприятия оборонно-промышленного комплекса уже накопили значительный опыт разработки и производства наукоемкой продукции и услуг гражданского применения. Представляется, что именно в организациях и на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, недогруженных по государственному оборонному заказу, и стоит развернуть отечественное производство для россиян, а также на экспорт. По мере увеличения загруженности государственным оборонным заказом, предприятие должно развиваться качественно и количественно, путем создания новых рабочих мест. Особый интерес представляет импортзамещающее производство наукоемкой продукции и высокотехнологичных услуг, которое можно разместить на таких предприятиях, особенно градообразующих.

Столь же важно создание полномасштабных наукоградов, где венчурный бизнес, включая НИОКР и производство для государственного оборонного заказа должен стать импульсом создания новых технологий, оригинальной наукоемкой продукции, оборудования для их производства и само производство, с производством как оборонной продукции, так и, при возможности, гражданских продукции и услуг.

3. Система Интернет как пример воздействия США на остальные страны

Информационно-коммуникационная система Интернет, глобальная сеть распространения и передачи информации, уже опутала всю планету и стала не просто лидером глобализации, а тем самым ключевым звеном, посредством которого США пытаются – и пока с определенным успехом – контролировать информационное пространство всей планеты.

Немногие знают, что первичный заказчик разработки и пользователь системы Интернет – Вооруженные силы США. Все корневые DNS-серверы расположены на материковой части Соединенных Штатов, что позволяет США контролировать потоки информации, которые идут через эти серверы.

Но и те, кто это знает, вынуждены пользоваться системой Интернет ввиду отсутствия альтернативной информационно-коммуникационной системы. Совсем недавно было разрешено ее использование и военнослужащим российских Вооруженных Сил. Основной аргумент: при желании военнослужащие все равно смогут посещать, например, интернет-клубы или аналогичные заведения.

Интернет – система многоплановая. Она позволяет, в частности:

1. Контролировать военные, политические и социально-экономические информационные потоки, включая внутрироссийские, и аспекты взаимодействия третьих относительно США стран.

2. Пропагандировать, навязывать населению других стран «американский образ жизни», весьма далекий от реального, однако преподносимый как общепринятый в США. Не бывавшие в этой стране люди зачастую воспринимают эту пропагандистскую «утку» как реальность, стремятся любой ценой достичь того же уровня жизни и той же ментальности, что невозможно в принципе.

3. Получать непомерную, до тысяч процентов, прибыль за счет использования высокого интеллектуального потенциала лиц, проживающих в странах вне США, с минимальными относительно приглашения их в свою страну затратами (аутсорсинг по Интернету). Этот вариант аутсорсинга стал доминирующим именно с последнего десятилетия ХХ века, причем и разработка программных материалов для Интернета, и сама система Интернет развиваются в едином информационном пространстве.

4. Нарушать информационное пространство в противостоящей США стране, а также оказывать давление как на противников, так и на союзников или нейтральные страны угрозой такого нарушения в конфликтной ситуации – а Соединенные Штаты постоянно ищут противников для сплочения собственного населения против третьих стран, особенно ресурсообладающих.

В 2005 г. Россия, КНР, Бразилия, ЮАР, Иран, Саудовская Аравия, Норвегия, Швейцария, ряд других стран выступили с предложением передать контроль над Интернетом мировому сообществу, предпочтительно в орган, созданный для этой цели в составе ООН.

Представители США заявили на том же заседании в штаб-квартире ООН, что их государство против передачи контроля над базовыми элементами системы Интернет и дальнейшего развития их какой-либо международной структурой, подчеркнув, что система Интернет выполняет важнейшую функцию для экономики США.

Действительно, система Интернет сейчас, пожалуй, лидер «глобализации в американском стиле», и возможность превентивных термоядерных ударов США, предусмотренная в их Стратегии национальной безопасности от 2005 г., вкупе с подконтрольной Соединенными Штатами системой Интернет, представляет не меньшую угрозу мировому сообществу, чем глобальная сеть террористических организаций.

Не стоит также забывать, что в настоящее время в околоземном пространстве находится более 450 сателлитов США против менее чем 100 спутников России. Качество космических технологий и техники в СССР, сейчас в Российской Федерации, всегда было на должном уровне, но ракетно-космической отрасли придется затратить много усилий на достижение хотя бы паритета с Соединенными Штатами, поскольку более 15 лет страна сдавала позицию за позицией в области, где исходно российское государство лидировало.

4. Возможный ответ мирового сообщества

После понятых целей достижения гегемонии США в глобальном масштабе, подкрепленного их Вооруженными Силами, под знаменами псевдодемократии, за которыми просматривается тень жулика и громилы одновременно, требуется найти правомерный ответ мирового сообщества на угрозы Соединенных Штатов, которые они уже осуществляют посредством как информационной экспансии, так и прямой вооруженной агрессии.

Таким ответом, на первом этапе, может быть объединение всех государств, не принимающих «глобализацию по-американски», что отражается в так называемых «антиглобалистских» выступлениях, становящихся все более массовыми по мере осознания массами населения промышленно развитых стран, куда их ведут лидеры ряда западных государств и те, кто стоит за ними, путем создания ими глобального информационного пространства и коммуникативно-информационной системы в ней в пределах от околоземной до подземной и подводной зон.

Такая система может заменить, при целесообразности – дополнить систему Интернет по всем его основным позициям, более того, обезопасить и улучшить коммуникативно-информационные возможности заинтересованных стран посредством как расширения возможностей системы, так и предотвращением:

1. Передачи или несанкционированного извлечения закрытой информации стран, создавших новую глобальную информационно-коммуникационную систему, либо ставших ее пользователями.

2. Получения закрытой информации террористами или для террористических организаций.

3. Возможного нарушения или угрозы нарушения информационной среды в суверенных государствах, а также предупреждением:

4. Распространения пропаганды, направленной на ментальную деградацию обществ суверенных государств и человечества в целом, включая сами Соединенные Штаты.

Обеспечение финансирования, вначале частичное, создания новой глобальной информационно-коммуникационной системы с динамичной системной защитой информации, можно выполнить путем разработки оригинальных программных материалов и использования орбитальной системы спутников.

Одновременно заинтересованные страны сохраняют возможность создания и развития локальных и региональных информационно-коммуникационных сетей, в первую очередь для особо опасных и (или) закрытых объектов.

Ведущими государствами – созидателями такой системы, могли бы стать страны евразийской организации ШОС, обладающие должными ресурсами, включая интеллектуальные, которые официально объявили в 2005 г. и подтвердили в 2006 г. свою антиглобалистскую позицию. К ним могут примкнуть другие заинтересованные страны, особенно страны-наблюдатели этой организации, среди которых стоит выделить Индию, население которой преуспело в создании программных материалов в рамках современного аутсорсинга.

Новая глобальная информационно-коммуникационная система должна быть подконтрольной мировому сообществу, той его части, которая осознает проблему и заинтересована в создании системы. Эта прорывная технология и реализующие ее система и устройства должны быть выполнены заинтересованными странами в динамичном режиме.

Такая система может быть создана, например, посредством выведения на орбиту российскими ракетами глобальной группировки спутников для создания околоземно-космического информационного пространства с целевым информационно-коммуникационным назначением.

Динамика развития информационных технологий и заинтересованность многих стран, организаций и корпораций разного масштаба в государственной тайне и конфиденциальности должна вызвать заинтересованность в создании глобальной информационно-коммуникационной системы такого рода, где подконтролен лишь запуск системы защиты с элементами искусственного интеллекта. Поэтому система должна относительно быстро окупиться как за счет ее использования государствами, так и юридическими и физическими лицами.

Технически эта система в принципе схожа с создаваемой в настоящее время российской глобальной навигационной и коммуникационной системе ГЛОНАСС, и может ее дополнять. В перспективе возможно слияние обеих систем с последующим их развитием как целостной динамично развивающейся структуры в новом формате.

5. Заключение

Для реализации свободы распространения информации, но предотвращения перехвата закрытой и конфиденциальной информации, пресечения распространения ложной информации, а также информационно-коммуникационного гегемонизма одной державы посредством ее контроля над информационным пространством планеты, в интересах всего человечества предлагается:

1. Создать подконтрольное мировому сообществу глобальное, в масштабах планеты, информационное пространство, включающее сушу, атмосферу, подводную среду, околоземное (ближний космос) пространство.

2. Использовать при создании информационно-коммуникационной системы динамичную защитную систему информационной безопасности с элементами искусственного интеллекта, изменяющую ее защитные характеристики без вмешательства человека, как третьих лиц, так и разработчиков исходного варианта системы защиты, в принципы и детали этих изменений.

3. Реализовать информационное пространство с защищенной информационно-коммуникационной системой посредством создания глобальной орбитальной группировки спутников, в виде динамично развивающейся структуры, связанной с объектами в атмосфере, на суше, под землей, над и под водой.

Создателями этого информационного пространства с информационно-коммуникационной системой могли бы стать члены евроазиатской организации стран ШОС и ее наблюдатели.

Государства этой организации обладают необходимой интеллектуальной, социально-экономической и научно-технической ресурсной базой, и заинтересованы в обеспечении своей информационной безопасности.

Использование баллистических ракет, установленных еще в СССР, по истечении их ресурса, возможно, позволит применить их, либо их элементы, для увеличения орбитальной группировки спутников и создания информационного пространства с информационно-коммуникационной системой в околоземном пространстве. Этот подход может значительно снизить ресурсные и финансовые затраты на создание глобального информационного пространства.

Вновь создаваемая система, включающая спутники на околоземной орбите, снабженные специальными средствами информационной безопасности и, при необходимости, противодействия нарушению информационного пространства Российской Федерации, ее союзников, третьих стран потенциальным противником или конкурентом, требуется объективно.

Следующим этапом использования орбитальной группировки спутников может стать мониторинг земного и подземного, водного и подводного пространств планеты Земля, предупреждение природных и техногенно-природных катаклизмов, в чем также заинтересованы почти все страны мира.

По материалам Международной конференции «Стратегия безопасности использования атомной энергии»

назад

Материалы из архива

11.2008 Об утверждении Регламента Государственной корпорации по атомной энергии Росатом

Регламент Корпорации утверждается Правительством Российской Федерации и устанавливает порядок и правила осуществления государственных полномочий, возложенных на Корпорацию Законом. Согласно положениям Закона Корпорация является уполномоченным органом управления использованием атомной энергии в отношении организаций Корпорации и иных юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в области использования атомной энергии, установленные Федеральным законом...

11.2008 Еще раз о стоимостном дисбалансе ядерного топлива или 4ДИС

М.Ю.Ватагин, к.э.нСтремление к сбалансированности в природе принято считать нормальным и естественным. Дисбалансы в технике обычно рассматриваются в качестве угрозы ее разрушения. Если их не определять и своевременно не устранять, то неприятности неизбежны. Энергетикам, врачам и водителям это известно лучше, чем кому бы то ни было.

11.2009 Щит будущих поколений

Евгений Трифонов, gazeta.ruОдин из главных вопросов оборонной политики России – разумно ли ядерное разоружение страны в условиях появления все новых и новых ядерных держав. Чуть более полумесяца остается до 5 декабря, когда Россия и США должны представить согласованный Договор по стратегическим наступательным вооружениям, но сблизить позиции двух стран пока не удается. Вашингтон желает сохранить жесткий контроль над российскими мобильными межконтинентальными баллистическими ракетами «Тополь», с чем не согласны в Москве.