Новое поколение упаковочных комплектов из высокопрочного чугуна для ОЯТ и РАО

Антипов С.В., Радченко М.В., ООО «Инженерный центр ядерных контейнеров»

Важным техническим элементом в технологической системе обращения с облученным ядерным топливом (ОЯТ) является безопасная упаковка высокорадиоактивного материала. В феврале 2006 года компетентным органом Российской Федерации был выдан сертификат-разрешение RUS/3073/B(U)F-96 на конструкцию транспортного упаковочного комплекта ТУК-128(ТУК-128/1), предназначенного для транспортирования ОЯТ исследовательских реакторов.

У данного события есть несколько знаковых аспектов, на которые хотелось бы обратить более широкое внимание. Первый – исторический. В 1984 году Минсредмаш СССР приобрел у немецкой фирмы GNSmbH опытный образец контейнера CASTOR-VVER-1000. Контейнер и вспомогательное оборудование были поставлены на Нововоронежскую АЭС для проведения «холодных» и «горячих» испытаний с загрузкой ОЯТ на 5 энергоблоке станции. На основании положительных результатов упомянутых испытаний в 1988 году Министерством тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР и Министерством среднего машиностроения СССР был подготовлен приказ № 329/29/478 от 04.07.1988г., направленный на организацию производства контейнеров из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом в нашей стране. Сегодня можно смело сказать, что комплекс НИОКР по контейнерам с корпусами из чугуна с шаровидным графитом завершен и первый ТУК-128 из данного унифицированного типоряда контейнеров к производству подготовлен.

Второй знаковый аспект – материаловедческий. Корпус контейнера ТУК-128 действительно изготовлен из отечественного высокопрочного чугуна марки ВЧ-40 – материала для атомной промышленности до сих пор незнакомого, но имеющего, при этом, более чем 20-летнюю международную историю. Ежегодный прирост литья из высокопрочного чугуна в мире составляет около 1 млн. тонн.

Обладая сопоставимыми со сталью основными свойствами производство изделия из высокопрочного чугуна заметно дешевле, так как позволяет избежать таких трудоемких операций, как ковка и сварка, и, в случае с толстостенными обечайками, экономия может составлять до 30 и более процентов, а время изготовления ответственных деталей может быть сокращено в десятки раз. Это качество чугунного производства в полной мере можно было почувствовать и при разработке ТУК-128. От постановки задачи (техническое задание – май 2005г.) до завершения испытаний опытного образца (декабрь 2005г.) прошло всего 8 месяцев, а производство заняло 2 месяца – от заливки корпуса 12 сентября до окончания сборки 4 ноября. И это у разработчиков контейнера не первый опыт. Так, годом ранее, за 11 месяцев с использованием аналогичных технологий для Игналинской АЭС была изготовлена, поставлена и смонтирована защитная шахта для системы дожигания топлива РМБК-1500.

Последний аспект – экономический. Как уже отмечалось выше, ТУК-128 обладает более чем в 5 раз увеличенной вместимостью по сравнению с используемыми сегодня упаковками ТУК-19. Благодаря этому наличие 12 ТУК-128 у ФГУП «ПО «МАЯК» позволило бы получить существенную экономию на транспортировках. Например, при вывозе всего накопленного ОЯТ из ФГУ РНЦ «Курчатовский Институт» даже при отдельной специальной поставке партии ТУК-128 экономия составит 60-80 млн. рублей по сравнению с вариантом, использующим существующий эшелон с ТУК-19. Т.е. новые ТУК повышенной вместимости окупятся задолго до завершения работ.

Последний аспект – экономический. Как уже отмечалось выше, ТУК-128 обладает более чем в 5 раз увеличенной вместимостью по сравнению с используемыми сегодня упаковками ТУК-19. Благодаря этому наличие 12 ТУК-128 у ФГУП «ПО «МАЯК» позволило бы получить существенную экономию на транспортировках. Например, при вывозе всего накопленного ОЯТ из ФГУ РНЦ «Курчатовский Институт» даже при отдельной специальной поставке партии ТУК-128 экономия составит 60-80 млн. рублей по сравнению с вариантом, использующим существующий эшелон с ТУК-19. Т.е. новые ТУК повышенной вместимости окупятся задолго до завершения работ. В заключение хотелось бы поблагодарить сотрудников ФГУП «Атомспецтранс», ОАО НПО ЦКТИ им. И.И. Ползунова, ФГУП ГИ ВНИПИЭТ (расчеты ядерной и радиационной безопасности), ЗАО «Петрозаводскмаш», ФГУП ЦНИИТМАШ (материаловедение), ФГУП «Радиевый Институт им Хлопина» (контроль герметичности), ОАО КБСМ (бросковые испытания), НИЦ БТС (огневые испытания), ФГУП ВНИИЭФ (подготовка сертификата и экспертного заключения), ФГУП ГНЦ ФЭИ (экспертиза), ЗАО РезЦентр (экспертиза), ООО «Инженерный центр прочности НИКИЭТ» (экспертиза), принимавших участие в разработке ТУК-128, а так же сотрудников Росатома, Ростехнадзора и Минздрава России, осуществлявших контроль за работами на всех этапах за высокопрофессиональный труд.

По материалам Международной конференции «Стратегия безопасности использования атомной энергии»

назад

Материалы из архива

6.2008 Когда облученное топливо реакторов РБМК отправится на сухое хранение?

Генеральный директор ФГУП «ГХК» Петр Гаврилов: - По директивному графику, утвержденному руководством Росатома, срок ввода первой очереди сухого хранилища на Горно-химическом комбинате (ХОТ-2) - декабрь 2009 года, а на полное развитие - 2015 год. Сегодня финансирование стройки ведется из Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности» (ФЦП ЯРБ), утвержденной Постановлением правительства РФ №444 от 13 июля 2007 года.

8.2007 Опасные экологи

Дмитрий Верхотуров, «Эксперт online»В Иркутской области завершились летние акции протеста против создания Международного центра по обогащению урана (МЦОУ) в Ангарске, на базе Ангарского электролизно-химического комбината. 16 августа в Иркутске прошел митинг, который подвел итоги двух лагерей протеста. У экологов две победы – они добились консолидации разных антиатомных движений и получили широкое освещение проблемы МЦОУ в федеральных СМИ.

5.2009 Перспектива развития энергетики с точки зрения науки

Н.Н.Пономарев-Степной, вице-президент Курчатовского института, академик РАН: - Наверное, 47 лет назад… я летал на самолете с атомным реактором. Вы знаете, тогда действительно атомная отрасль накопила очень могучие силы и мозговые, и интеллектуальные, и производство, и хотела попробовать эти силы в самых разных направлениях. В том числе, это атомный самолет, атомная ракета, т.е. ракета с ядерным двигателем, и космические установки… Я назову это ближайшее время…