Качественный ремонт – основа благополучия

Руководитель департамента РЭА по техническому обслуживанию и ремонту АЭС Владимир Николаевич Дементьев рассказал о программе повышения качества ремонта атомных станций и ответил на другие вопросы:

- Программа повышения качества ремонта АЭС была разработана в конце 2005 года по указанию генерального директора концерна «Росэнергоатом», тогда им был Станислав Иванович Антипов, и утверждена в феврале 2006 года. Эта программа рассчитана на три года, состоит из отраслевых мероприятий и станционных. В ней восемь основных направлений. Среди них – пересмотр и разработка недостающей документации на ремонт оборудования, потому что именно документация определяет требования: как делать и как контролировать выполнение ремонтных работ. Следующее направление – оптимизация объемов ремонта, включая, прежде всего, совершенствование контроля металла оборудования, потому что основные объемы и трудозатраты связаны с зачисткой и подготовкой металла под контроль, проведением контроля и устранением выявленных отклонений. Далее – диагностика оборудования и обеспечение его технической оснасткой для ремонта. Отдельные разделы – по подготовке ремонтного персонала и финансированию ремонта. То есть учитываются все аспекты производства.

- Как эта программа выполняется в 2006 году?

- Можно сказать, что она выполняется в запланированном объеме. Есть некоторые отклонения, связанные с финансированием – не везде его уровень подтвержден. При этом запланированные мероприятия просто растянутся во времени – скорость их выполнения будет соответствовать финансовым средствам, которые будут выделены. Я думаю, что в рамках реализации федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года» и программы по повышению выработки и мощности АЭС, подготовленной Федеральным агентством по атомной энергии (Росатом) по заданию правительства и одобренной президентом, будут разработаны все необходимые обеспечивающие мероприятия. Поэтому программа концерна «Росэнергоатом» повышения качества ремонта АЭС становится одной из сопутствующих этим приоритетным программам.

- Мне показалось странным, что при подведении итогов ремонтной кампании 2006 года и обсуждении задач на 2007 год заместители главных инженеров АЭС по ремонту не пользовались во время совещания ноутбуками. Тем более что, кроме прочего, речь шла о внедрении автоматизированной системы управления ремонтом в отрасли, которая представляется инновационной.

- Зарубежные атомные станции, построенные по российским проектам, в частности Ловииза в Финляндии, Пакш в Венгрии примерно десять лет назад начали разработку и внедрение автоматизированных систем управления ремонтом с целью исключить внутрипроизводственные простои. То есть автоматизировать диспетчеризацию, чтобы «сжать» ремонт на 10-15%, улучшить подготовку, уменьшить внутрисменные потери и так далее. И все это в рамках создаваемой корпоративной информационной системы.

Мы три года назад утвердили аналогичную программу по разработке и внедрению информационной системы управления ремонтом российских атомных станций. После опытного внедрения на пилотных АЭС отдельные блоки этой программы тиражируются на другие атомные станции. Наиболее передовыми являются Балаковская, Смоленская и Кольская АЭС, где специалисты в инициативном порядке внедрили в работу российские и импортные программы. Сейчас мы это систематизируем: все должно быть в едином формате на базе совместимых программных продуктов. По динамике оптимизации продолжительности ремонта мы соответствуем АЭС других стран, построенных по российским проектам, и с каждым годом уменьшаем сроки проведения ремонтных работ.

- Система индивидуальной ответственности (СИО), о которой на совещании говорил заместитель главного инженера по ремонту Смоленской АЭС Виталий Михайлович Апутин, это новаторство смолян?

- Организация ремонта таких сложных объектов, как энергоблок АЭС, стандартизирована и организована очень четко и глубоко. У нас не бывает такого, чтобы работа не имела ответственного, который ее организует и принимает. Перед ремонтом по всему оборудованию, по всем контрольным операциям назначаются ответственные как со стороны подрядчиков, так и со стороны атомной станции. Вопрос в том, чтобы обеспечить соответствие ответственности и контроль ее реализации на уровне начальников цехов, их замов, начальников участков в течение всего периода ремонта энергоблока. Автоматизированная СИО позволяет контролировать выполнение работ на уровне операций, потому что электронный наряд «видит» сразу все. Смоленская АЭС проявила инициативу по его внедрению, а мы поддержали, чтобы в течение двух лет завершить внедрение всего пакета программных средств СИО, и очень быстро начали тиражировать их на Курскую, Нововоронежскую и другие АЭС. Надеемся, что этот процесс автоматизации повысит качество планирования ремонтов и уровень профессиональной подготовки ремонтного персонала. Цена планирования в условиях нового оптового рынка электроэнергии и мощностей (НОРЭМ) поднялась очень высоко. 

- Мы с вами переживаем интересную эпоху перемен в электроэнергетике: в атомной ее части – смену поколений энергоблоков и тех, кто их эксплуатирует и обслуживает. Как вы думаете, концерн «Росэнергоатом» успешно преодолеет этот этап?

- Думаю, что да. Прежде всего, потому что одобрена ФЦП развития атомного энергопромышленного комплекса, то есть ресурсы, необходимые для развития атомной энергетики, предусмотрены и выделяются. Наша задача сейчас – качественно выполнить эту работу. Все принципиальные технические решения приняты. Необходимая техническая документация разрабатывается в установленном порядке, технологическая ремонтная оснастка поставляется. Наиболее, наверно, сложным будет вопрос обеспечения кадрами. Для строительства и монтажа одного энергоблока требуется около пяти-шести тысяч человек. За год-полтора до пуска надо иметь полный состав оперативного и ремонтного персонала необходимой квалификации. А кафедра Уральского политехнического университета, например, выпускает в год 15-20 ремонтников с высшим образованием. Я, по крайней мере, вижу, что наиболее узкое место будет именно здесь.

- Если молодежь не будут привлекать заработки на АЭС, то не будет и студентов, которые станут обучаться, чтобы работать в атомной энергетике.

- Мне кажется, что возможности концерна «Росэнергоатом» еще не полностью использованы в этом направлении. Показатели работы концерна из года в год растут, и мы должны использовать заработанные нами средства, прежде всего, чтобы заинтересовать людей работой на атомных станциях с учетом того, что в РАО «ЕЭС России» и в некоторых других структурах электроэнергетики, не говоря уже о бизнесе в других отраслях, зарплата выше.

Интервью взяла Ольга ПЕТРОВА, центр информации и связей с общественностью ЛАЭС

назад

Материалы из архива

12.2008 Огонь — главный враг подводника

Е.В.Лаухин, капитан I ранга в отставкеВ обеспечении пожарной безопасности атомных подводных лодок (АПЛ) давно наступил кризис, требующий не только принятия неординарных мер, но и осознания роли всех составляющих в предотвращении и устранении пожара. Неправильно поставленные цели приводят к неправильной постановке задач. Изучение обстоятельств тяжёлых аварий на АПЛ и их гибели от пожаров позволяют выработать новые подходы для достижения победы над огнём.

9.2006 Реактор-2020

1–2 июня с.г. в Колонтаево состоялся очередной семинар на тему «Перспективы развития атомной энергетики», где обсуждались два вопроса: ВВЭР-энергетика, техническое задание на проект АЭС-2006 и новая технологическая платформа атомной энергетики. Для обеспечения ввода двух миллионников в год по программе развития атомной энергетики до 2030 г. необходимо решить технический и экономический вопрос топливообеспечения.

6.2008 От ''Севмаша'' отчаливает атомная станция

Александра Грицкова, газета «Коммерсантъ»"Росэнергоатом" рассматривает возможность расторжения контракта с ОАО "Севмашпредприятие" по строительству головной плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). На заводе утверждают, что причиной задержки строительства является недоработка проекта. Эксперты говорят об очередном примере неконкурентоспособности российского гражданского судостроения, но сомневаются, что контракт будет разорван.