|
Грядут переменыОтпраздновав десятилетие, «Энергоатом» готовится к масштабному реформированию А.Л.Деркач, президент ГП «Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом» 17 октября 2006 года единому оператору украинских АЭС – НАЭК «Энергоатом» исполнилось десять лет. Этот период не был легким для Компании: первые годы ее существования совпали с кризисом неплатежей, повальной бартеризацией, невыплатой зарплаты атомщикам, стремительным оттоком кадров за границу… Как член Комитета по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности Верховной Рады Украины я на протяжении нескольких лет непосредственно занимался вопросами функционирования ядерной отрасли Украины; больше года — с июня 2002го по июль 2003го — возглавлял наблюдательную коллегию НАЭК «Энергоатом». Сегодня же, возглавив «Энергоатом», хочу очертить свое видение основных направлений деятельности Компании на ближайшую перспективу. Приоритет № 1 – безопасность Прежде всего, несколько замечаний общего порядка. Ядерная энергетика Украины с момента ее создания развивалась как составная и неразрывная часть единого ядерно-энергетического комплекса СССР. При распаде СССР вне Украины остались не только центры научно-исследовательского, опытно-конструкторского и технического сопровождения ядерной отрасли, но и почти все предприятия ядерно-топливного цикла. В условиях развала годами налаженной инфраструктуры управления и обеспечения функционирования ядерной энергетики Украина должна была самостоятельно выстраивать свою ядерно-энергетическую политику. Это был путь, полный, как показала практика, трудностей и неоправданных ожиданий, в частности, из-за отсутствия синхронизации амбициозных проектов и национальных программ финансовым возможностям страны. Но, несмотря на это, ядерная энергетика Украины выжила и имеет все основания к поступательному развитию. В то же время, даже при наличии огромного потенциала ядерной энергетики, промышленности, науки, доставшейся нашей стране, говорить о том, что Украина имеет целостную, взаимосвязанную, устойчивую к внешним воздействиям, способную к самостоятельному развитию систему (т.е. комплекс, в собственном смысле слова) и сейчас было бы большим преувеличением. С учетом удельного веса (около 50% – в 2006 г.) ядерной генерации в национальной электроэнергетике, такая ситуация обязывает нас развивать и укреплять всесторонние связи с нашим стратегическим партнером – Россией. Десять лет назад постановлением Кабинета Министров Украины «О создании НАЭК «Энергоатом» на Компанию был возложен целый комплекс задач, большинство из которых не утратили актуальности и сегодня. Главная из них – безопасная эксплуатация АЭС, постоянное повышение ее уровня и доведение до международных стандартов – приобрела еще большее значение с учетом чернобыльского опыта Украины. Наша философия – наращивание производства электроэнергии возможно только при условии неукоснительного соблюдения этого безусловного приоритета. С учетом рекомендаций МАГАТЭ в Украине были разработаны мероприятия по модернизации двух энергоблоков – второго Хмельницкой и четвертого Ривненской АЭС, пуск которых состоялся в 2004-м году. Модернизация осуществляется за счет кредитов Европейского банка реконструкции и развития и Евратома. На этапе «до пуска» было выполнено более половины запланированных работ, а оставшаяся часть должна завершиться до конца будущего года. Однако ставить на этом точку мы не собираемся. Х2/Р4 – пилотные проекты. Далее мы будем рассматривать вопрос привлечения кредитных средств ЕБРР и Евратома для модернизации и повышения уровня безопасности всех остальных украинских реакторов. В марте 2006го была утверждена «Энергетическая стратегия Украины до 2030 года», среди приоритетов которой развитие ядерной энергетики. Планируется, что в ближайшие два с половиной десятилетия АЭС удержат за собой производство более половины объема электроэнергии в стране. Для достижения такой амбициозной цели необходимо не только продлить ресурс некоторых действующих энергоблоков, но и построить новые атомные мощности. При этом, разрабатывая различного рода документы, определяющие цели и задачи на перспективу, важно учитывать международные факторы. Нравится нам это или нет, но такова объективная геополитическая и геоэкономическая реальность мира, в котором мы живем. Соответственно, приоритеты развития ядерно-энергетической отрасли Украины должны вырабатываться с привязкой к энергетическим приоритетам как Европейского Союза, так и России. Отсюда напрашивается вывод: мы должны быть готовы к тому, что многое из кажущегося нам сегодня очень важным, уже через 10–15 лет (или даже раньше) может оказаться не столь актуальным, более того – вообще неприемлемым с точки зрения геополитических реалий. Сегодня все понимают, что разумной и экономически обоснованной альтернативы атомной энергетике пока никто не придумал. Потому, безусловно, мы будем строить новые энергоблоки, но не ударными темпами в лучших традициях комсомольской стройки, а качественно, с соблюдением всех норм законодательства Украины, а также отечественных и международных требований к безопасности реакторов. Как в этом вопросе, так и в отношении других проектов, моя позиция едина. Я буду требовать истинных экспертиз, а не выводов, подтасованных под нужный результат, максимальной прозрачности и проведения всех этапов в четком соответствии с буквой закона. В частности, мы поменяем подход к проведению конкурсов. Это будут только открытые международные тендеры с предварительными квалификационными процедурами. Что же касается итогов состоявшихся торгов, то они будут подвергнуты глубокому анализу на предмет соответствия законодательству и законодательно утвержденным стратегическим целям развития всего ядерно-энергетического комплекса страны. Не исключаю, что в случае выявления нарушений, их результаты будут аннулированы. Экологическая и радиационная безопасность является одним из безусловных европейских приоритетов в области ядерной энергетики. И здесь нам вовсе нет необходимости придумывать велосипед. Обеспечение тесного многостороннего международного сотрудничества в деле повышения эксплуатационной и экологической безопасности ядерных установок наших АЭС должно стать национальным приоритетом Украины. На ядерной безопасности нельзя экономить и тем более – делать ее картой в политической игре. А обеспечить такую модернизацию украинских ядерных энергоблоков, которая будет действительно успешной, можно только при самом активном участии разработчиков и производителей этих установок при жестком соблюдении стандартов, принятых в ЕС. Одновременное участие России и Евросоюза в программах модернизации украинских энергетических ядерных реакторов серьезно стабилизировало бы ситуацию в ядерной энергетике страны в целом. Нас беспокоит сокращение участия EDF в программах TACIS в Украине. Мы хотели бы эффективно использовать европейский опыт жить в «едином инженерно-эксплуатационном пространстве». Семь раз отмерь Строить новые блоки, не решая проблему обращения с радиоактивными отходами, мягко говоря, неразумно. А проблема эта для Украины (и не только) стоит очень остро. Начиная с 2011 года, к нам из России начнут возвращаться высокоактивные отходы, полученные после переработки отработавшего ядерного топлива украинских АЭС. Что с ними делать? Ответа на этот вопрос пока что нет. Из этого следует, что нам необходимо без промедления активизировать создание инфраструктуры по обращению с радиоактивными отходами. Причем, в этом вопросе нам не обойтись без научно-технической кооперации в глобальном международном масштабе. Не менее остро перед нами стоит проблема обращения в перспективе с самим облученным ядерным топливом. Так сложилось исторически, что после развала Советского Союза все научно-технические центры по работе с ОЯТ остались на территории Российской Федерации. К сожалению, принятые за последнее время на высшем уровне решения о необходимости консолидации и развития украинской науки в данной области до сих пор остались только на бумаге, не получив практического воплощения. А в это время не утихают дискуссии между сторонниками и противниками централизованного хранилища ОЯТ для украинских АЭС. В пользу строительства приводятся аргументы, что хранить у себя топливо дешевле, чем вывозить его на переработку и т.д. Доводов противников также хватает. Тем более, что в последнее время на слуху печальный опыт Чернобыльской АЭС, на площадке которой консорциум «Framatome» взялся построить сухое хранилище ОЯТ № 2 для размещения всего выгруженного топлива станции. Результат – скандал международного масштаба, выявление серьезных ошибок в процессе проектирования и строительства, сорванные сроки сдачи объекта, увеличение его стоимости втрое, туманные перспективы завершения строительства… Моя позиция такова, что прежде чем принимать окончательное решение по строительству централизованного хранилища, необходимо ответить на несколько важных вопросов. Почему, например, не рассматривается возможность проведения переговоров с Россией о совместном инвестировании средств в переработку и хранение нашего отработавшего топлива на российской территории? Какой будет степень безопасности объекта для населения прилегающих территорий и окружающей среды? Во сколько обойдется в будущем вывод из эксплуатации построенного хранилища? Существует ли вообще техническое решение по выводу из эксплуатации таких объектов? Нужно ли строить полный комплекс или ограничиться резервом с целью защиты от политических и глобальных международных рисков? Вопросов, как видим, больше, чем ответов на них. Мы должны самым тщательным образом проанализировать возможные риски, взвесить все «за» и «против», и лишь потом, согласно действующему законодательству Украины, на основании ТЭО, в котором будут расписаны модели и риски, проанализированы техническая и экономическая составляющие проекта, после проведения консультативного референдума и независимой международной экспертизы проекта, Верховная Рада Украины примет решение с указанием выбора конкретной площадки и параметров реализации. Работа с американской компанией «Holtec International» ведется именно согласно таких процедур и предусматривает реализацию работ первого этапа (до принятия решения о строительстве). Любые передергивания и политизация этого процесса, как со стороны сторонников, так и со стороны противников, как способ давления на новый менеджмент НАЭК «Энергоатом», неперспективны. У нас есть осознанное понимание приоритетности требований Конституции и законов Украины. При всем богатстве выбора… Будем реалистами: сотрудничество с Россией – это объективная необходимость, а не каприз той или иной политической силы у власти. Мы имеем общее прошлое и в значительной степени схожи ментально. Наши народы связывают нити, которые волей политиков не разорвать. Что же касается вопросов экономики, энергетики, инфраструктурных модернизаций, то по многим направлениям Россия для нас не просто партнер, а и источник интересного опыта. Зависимость от российских газа и нефти – это очевидные вещи. Не менее очевидна ситуация и в ядерной отрасли. Ведь украинская атомная энергетика зародилась как часть единого ядерного комплекса СССР. С распадом Союза на территории независимой Украины оказалось пять атомных станций – Чернобыльская, Ривненская, Хмельницкая, Запорожская и Южно-Украинская. В то же время, территориальное разделение привело к тому, что за границей Украины остались мощные научно-технические институты и центры, умы которых не только создали реакторы типа РБМК и ВВЭР, но и занимаются вопросами эксплуатации АЭС, обращения с радиоактивными отходами, облученным ядерным топливом и т.д. Сегодня порой можно услышать, что Украина может в энергетической сфере заменить Россию другим стратегическим партнером. Такие заявления кроме как лукавством я не назову. Практически на 100% украинские АЭС обеспечиваются свежим ядерным топливом, которое производит российская корпорация «ТВЭЛ». Да, мы должны думать о диверсификации поставок топлива, и в прошлом году в реактор третьего блока Южно-Украинской АЭС было загружено шесть топливных сборок производства американской компании «WestingHouse». Однако пока это лишь экспериментальная модель сотрудничества, скорее, демонстративно-публичная, нежели экономически эффективная. Но мы будем ее продолжать, продолжая учиться работать в условиях и по правилам, которые диктует экономическая глобализация. При этом мы с интересом и вниманием смотрим на инициативу России и США по партнерству в создании международных центров ЯТЦ и определяем возможности своего участия в этих процессах. Все пятнадцать украинских АЭС построены по советским (теперь можно сказать российским) проектам. Возможно, в будущем мы примем решение строить реакторы другого типа, используя американские, канадские, французские или другие проекты. Но это решение необходимо будет подкрепить неоспоримыми экономическими аргументами. Опять возвращаясь к международным экономическим тенденциям, хочу обратить внимание на то, что к этому времени глобализация и корпоративная диверсификация могут дойти до такого уровня, что, к примеру, ТВЭЛ будет владеть «Toshiba», которая будет, в свою очередь, владеть компанией «WestingHouse». Это, конечно, футуристическая зарисовка, но она подчеркивает, что в вопросах ядерной энергетики и безопасности политических «страшилок» быть не должно. Должна быть логика и прагматизм во благо народов и будущих поколений. А пока, учитывая стратегическое значение АЭС для энергетической безопасности и Украины, и России, необходимо вывести отношения в ядерной отрасли на более высокий межправительственный и межгосударственный уровень. Тогда вопросы, в частности, закупки свежего и вывоза отработавшего ядерного топлива будут решаться более эффективно, и мы сможем планировать сотрудничество на долгосрочную перспективу. И, наконец, еще одно общее направление – проведение корпоратизации. У нас этот процесс должен пройти в ближайшие три года, в течение которых, по моему глубокому убеждению, «Энергоатом» станет современной европейской энергокомпанией. Специалисты НАЭК уже приступили к изучению рекомендаций, данных иностранными экспертами. Кроме того, планируем дополнительно привлечь к этому проекту независимых экспертов по корпоратизации в ядерной отрасли. Это масштабная кропотливая работа, в которой нам также помог бы опыт российских коллег. Ведь на следующий год запланировано акционирование концерна «Росэнергоатом», и мы заинтересованы во взаимном информировании друг друга, а также обмене опытом. Россия – была, есть и будет ключевым партнером Украины во всем, что касается ядерной энергетики и промышленности. Это предопределено историей становления ядерной отрасли в Украине, геополитическими реалиями, объективными экономическими интересами обеих стран и характером наших ядерных технологий. Если для ядерного комплекса Российской Федерации импорт Украиной свежего и вывоз отработавшего ядерного топлива делают нашу страну важнейшим внешний рынком продукции, то для Украины российские технологии, материалы, оборудование и топливо являются основой ядерной энергетики. Кстати, именно в связи с этим крайне необходимо скорейшее заключение долгосрочного украинско-российского договора. Но кроме России особая роль должна принадлежать и ЕС. Это отвечает интересам и Украины, и международного сообщества. В целом мы должны ясно отдавать себе отчет: в глобализированном мире влияние постепенно складывающейся единой европейской энергетической политики, а также уже сформулированной энергетической стратегии России на украинский ТЭК не снизится. Более того, вероятно, оно будет постепенно нарастать и в дальнейшем. Для того, чтобы пройти достойно испытания «дружбой», мы должны стремиться к повышению взаимного доверия, четкости и недвусмысленности позиций, приоритету общегосударственных интересов и нужд простых людей наших стран над корпоративными интересами. Убежден, что при всей сложности предлагаемых к решению проблем у нас все получится. Журнал «Атомная стратегия» № 26, ноябрь 2006 г. |
|
|