Новости РНЦ «Курчатовский институт»

Утверждена Федеральная атомная программа

Правительство РФ на заседании 4 октября утвердило проект федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007—2010 гг. и на перспективу до 2015 г.» Программа была представлена руководителем Росатома С.Кириенко.

Основными целями Программы являются реализация ускоренного развития атомного энергопромышленного комплекса для обеспечения геополитических интересов страны и энергетической безопасности РФ за счет ввода в эксплуатацию новых типовых серийных энергоблоков АЭС общей установленной мощностью не менее 2 ГВт в год, продвижение продукции (работ и услуг) российских организаций ядерного топливного цикла на мировые рынки и развитие строительства атомных электростанций за пределами территории РФ.

Реализация программы осуществляется в течение 9 лет в 2 этапа: первый этап — 2007—2010 гг., второй — 2011—2015 гг. До 2011 г. ядерная электрогенерация России увеличится на 20 млрд кВт•ч в год. Это будет достигнуто путем достройки второго блока на Волгодонской АЭС и четвертого блока на Калининской АЭС, а также за счет продления сроков эксплуатации ряда энергоблоков.

В 2012—2013 гг. предусмотрен ввод в эксплуатацию новых типовых серийных энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000 на Нововоронежской АЭС-2 и Ленинградской АЭС-2, и энергоблока № 4 на Белоярской АЭС с реактором на быстрых нейтронах типа БН-800. К окончанию срока реализации ФЦП на российских АЭС должны быть введены в эксплуатацию десять новых энергоблоков общей мощностью свыше 11 ГВт, и еще десять энергоблоков будут находиться на различных стадиях строительства. К 2015 г. общая установленная мощность АЭС должна составить более 33 ГВт, а доля АЭС в производстве электроэнергии должна увеличиться до 18,5%.

Финансирование программы в течение 2007—2015 гг. составляет 1471,4 млрд руб., из них 674,8 млрд руб. — средства федерального бюджета. Привлечение средств из федерального бюджета обусловлено необходимостью решения государственных задач в части повышения энергетической безопасности страны в условиях сдерживания роста тарифов на электроэнергию. По словам министра финансов РФ А. Кудрина «программа очень затратна для бюджета, поскольку отрасль находится в государственном управлении. Но все же я считаю эти расходы оправданными». Начиная с 2016 г., бюджетную поддержку атомной отрасли планируется полностью прекратить, обеспечив ввод в строй новых мощностей только за счет собственных средств отрасли.

По словам С.Кириенко «возможно и привлечение инвестиций под долгосрочные поставки (на 20—25 лет) электроэнергии предприятиям различных отраслей промышленности, в том числе алюминиевой».

Энергетическая безопасность России

На совещании у В.В. Путина в Ново-Огарево 19 октября обсуждалась энергетическая стратегия России. В совещании приняли участие М.Фрадков, Д.Медведев, руководители РАО «ЕС России» и Росатома.

Президенту был представлен вариант топливного баланса, в котором ставка делается на рост поставок газа энергетикам. В.В.Путин отметил имеющийся уже сейчас дефицит энергетических мощностей, отсутствие комплексного плана развития энергетики страны и необходимость пересмотра баланса в сторону увеличения доли угля и атомной энергии:

• «В последнее время мы постоянно возвращаемся к энергетическим проблемам — и не случайно: несмотря на достаточно напряженную работу по решению одной из главных задач — обеспечение роста экономики примерно на 7% ежегодно и удвоение ВВП за 10 лет — сегодня нам становится очевидно, что естественным ограничителем при решении этой задачи становится нехватка энергетических мощностей, дефицит, с которым мы сталкиваемся уже сегодня... Снижающийся резерв мощности в некоторых регионах до уровня, не позволяющего выводить в ремонт и для модернизации устаревшую генерацию, усугубляет проблему».

• «До сих пор нет ясной и понятной программы развития электроэнергетики с учетом динамики роста экономики, повышения эффективности производства и потребления энергии. Отсутствуют проекты генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики».

• «Мы не можем всю экономику страны посадить на один энергоноситель — на природный газ. Это недопустимо даже с точки зрения национальной безопасности. Нужно обеспечить равный доступ всех участников экономической деятельности к энергетике, чтобы обеспечить равномерное развитие производительных сил на всей территории страны. А на некоторых территориях нужно подумать и о льготных условиях, если мы хотим их развивать и сохранить там присутствие России в долгосрочной перспективе».

В подтверждение слов главы государства губернатор Курской области А.Михайлов отметил, что объем покупной энергии в 2007 г. в областях Центрального Черноземья достигнет ~23 млрд кВт•ч и возрастет к 2010 году до 25,5 млрд кВт•ч. Прогнозируемый дефицит мощности в энергосистемах соседних с Курской областей (Белгородской, Липецкой, Брянской, Орловской, Воронежской), для которых Курская и Ново-Воронежская АЭС — один из основных энергетических источников — в сумме составит около 3700 МВт уже в 2007 г. Указанный дефицит может быть и выше, если в этот период будет происходить вывод из эксплуатации энергоблоков АЭС в связи с выработкой ресурса.

Увеличение внутреннего потребления электроэнергии в Курской области на 4 млрд кВт•ч, связанное с развитием промышленных объектов, приведет к снижению поставок потребителям за пределами области (с 20 до 16 млрд кВт•ч), в Центрально-Черноземном регионе возникнет дефицит мощности, который затормозит рост экономики. К тому же наметившаяся тенденция подорожания углеводородного сырья приведет к повышению тарифов на электроэнергию, отпускаемую тепловыми электростанциями, и негативно скажется на промышленном росте.

Таким образом, с учетом существующих системных связей и расположения генерирующих мощностей ОЭС Центра, развертывание строительства энергоблоков на Ново-Воронежской и Курской АЭС — необходимая задача для надежного энергообеспечения потребителей региона, развития его экономики в целом. Губернатор Тверской области Д. Зеленин также отметил необходимость увеличения ядерных мощностей в связи с ростом энергопотребления:

«Мы видим, что рост энергопотребления, причинами которого являются и рост промышленности, и рост благосостояния (как следствие — увеличение пользователей бытовой электротехники и электроники) превышает самые оптимистические прогнозы в среднем на 50%... В части производства электроэнергии Россия вышла на те же показатели, каких достигала в конце 80-х годов прошлого века. В то же время, за последние 15 лет, за исключением достроенных единичных объектов, никаких существенных мощностей введено не было. И сейчас нам остро необходимо озаботиться своей энергобезопасностью и начать массовое строительство новых станций...

Очевидно, что весь мир начинает сталкиваться с проблемой в получении углеводородного сырья. Цены растут, человечество стоит на пороге дефицита ресурсов. На 100% замкнуть дефицит электроэнергии тепловыми парогазовыми станциями мы не сможем. Угольные станции имеют свои недостатки, связанные и с экологическими, и технологическими трудностями. Гидроресурсы в европейской части страны фактически выбраны. Значит, выбор остается один — строительство АЭС».

Россия выиграла тендер на строительство АЭС в Болгарии

Совет директоров «Национальной электрической компании» Болгарии (НЭК) 30 октября утвердил «Атомстройэкспорт» подрядчиком строительства АЭС «Белене». «Атомстройэкспорт» участвовал в тендере вместе с французской Areva, а конкурировали с ними Чешская Skoda и компания Westinghouse, недавно купленная японским концерном Toshiba.

Преимуществами представленного «Атомстройэкспортом» и Areva проектом НЭК называет, в частности, более высокую степень безопасности энергоблоков, больший срок их проектной эксплуатации (60 лет), а также то, что предложенная ими модель реактора ВВЭР считается самой предпочтительной в Евросоюзе.

Предложение «Атомстройэкспорта» предусматривает привлечение к сооружению станции таких партнеров, как Areva и Siemens, которые для выполнения своих обязательств по АЭС «Белене» объединились в консорциум Carsib. Доля участия в проекте болгарских подрядных организаций составит ~30%.

На АЭС «Белене» будут построены два энергоблока с реакторами типа ВВЭР мощностью 1000 МВт каждый. Срок сооружения первого блока — 5,5 лет с момента получения разрешения на начало строительства от болгарского правительства. Срок сооружения второго блока — 6,5 лет. Стоимость реализации проекта оценивается в 2—2,5 млрд дол.

Тяньвань-1 выведен на 75%-ную мощность

Первый энергоблок Тяньваньской АЭС (ТАЭС) 18 октября выведен на уровень мощности 75% от номинальной. Официальное разрешение на увеличение мощности было получено от Национального управления по ядерной безопасности Китая 14 октября, после чего начались плановые физические эксперименты следующего цикла. В частности, проведены динамические испытания блока при сбросе нагрузки с мощности 50% до 20%.

Первый энергоблок ТАЭС был включен в национальную электросеть Китая 12 мая и уже выработал более 613 млн кВт•ч электроэнергии, которая поступает на промышленные предприятия провинции Цзянсу. Блок работает в режиме опытно-промышленной эксплуатации — стандартном режиме пуска ядерных энергоблоков. Следующий этап — выход на 90% мощности. «Мы продолжаем увеличивать мощность. Нам важно обеспечить безукоризненное качество работ и безопасность проекта», — отметил президент ЗАО «Атомстройэкспорт» С. Шматко.

Ранее сдача в промышленную эксплуатацию 1-го блока планировалась на ноябрь 2006 г., 2-го блока — на апрель 2007 года. По словам С. Шматко, в течение ближайших двух недель будет согласован и утвержден новый график, согласно которому промышленная эксплуатация 1-го блока переносится на весну 2007 г., а второго — на осень 2007 г.

Европейская ядерная политика Финляндии

Благодаря проведению успешной и активной энергетической политики, развитие энергосистемы Финляндии хорошо сбалансировано как с экономической, так и технической точки зрения. Система современна, технологически усовершенствована и диверсифицирована. Ее характерной черной является высокая суммарная эффективность, основанная в большей степени на совместном производстве тепла и электричества. Доля потребления энергии промышленностью выше, чем в любой другой стране ОЭСР; примерно 20% от потребляемой первичной энергии приходится на биомассу.

Введение ядерной энергетики в начале 80-х годов повысило уровень самообеспечения страны энергией, что представляет собой важный аспект национальной безопасности. Согласно сценарию финской энергетики до 2100 г., энергетические потребности будут покрываться за счет возобновляемых источников, ядерной энергии и природного газа. Решение о строительстве нового энергоблока на АЭС «Olkiluoto» (пятого в стране) принималось на основе всеобщего референдума.

Новое исследование, посвященное тому, как улучшить работу финского энергетического рынка, пришло к выводу о необходимости увеличения генерирующих мощностей, и предложило стране как можно скорее построить шестой ядерный энергоблок. Отчет о результатах этого исследования, проводившегося по заказу Министерства торговли и промышленности, был опубликован 3 октября с.г.

Постройка дополнительных ядерно-энергетических мощностей не противоречит разработанной в 1999—2001 гг. Национальной Климатической стратегии, целью которой является выполнение решений Киотского протокола: Финляндия обязалась поддерживать свои эмиссии парниковых газов в период 2008—2012 гг. на уровне 1991 г.

Согласно Стратегии программы поощрения возобновляемых источников, налогообложения в сфере энергетики и экономия энергии являются важными инструментами сокращения эмиссий парниковых газов. Строительство новых АЭС является другой основной альтернативой Стратегии.

В Финляндии придерживаются собственной концепции обращения с облученным ядерным топливом и радиоактивными отходами. Размещают их в специально созданном подземном хранилище на берегу Балтийского моря — на глубине более 200 м, недалеко от АЭС «Olkiluoto». По словам бывшего главы Росатома, ныне Чрезвычайного и Полномочного посла России в Финляндии А.Румянцева «культура производства в финской атомной отрасли — на высочайшем уровне. Неслучайно, у них коэффициент использования установленной мощности на АЭС более 90%».

Нидерланды

В январе 2006 г. правительство страны продлило на 20 лет (до 2033 г.) срок эксплуатации единственного голландского энергоблока Borssele мощностью 450 МВт. Сейчас сделан еще один шаг в сторону отказа от антиядерной политики — определены условия нового ядерного строительства.

По мнению госсекретаря по делам охраны окружающей среды И. Ван Геля, ядерная энергетика может помочь в формировании более устойчивой системы энергоснабжения и в сокращении выбросов диоксида углерода.

Новые АЭС должны будут удовлетворять нормам станций третьего поколения с барьерами безопасности, предотвращающими разрушение контайнмента, в том числе при падении самолета. Правительство должно также до начала эксплуатации новых блоков — но не позднее 2016 г. — определиться со стратегией утилизации уже накопленных высокоактивных отходов. Что касается облученного ядерного топлива (ОЯТ), то оно должно быть направлено на хранение до 2025 г., когда также будет необходимо сделать выбор между прямым захоронением, переработкой или разделением и трансмутацией. Кроме того, нужен четкий механизм формирования фондов на снятие АЭС с эксплуатации.

Германия

Немецкие политики и руководители крупнейших энергетических компаний на втором «энергетическом саммите» (9 октября) договорились пока не принимать никаких решений по вопросу, являющемуся «яблоком раздора» в коалиционном правительстве — будущему ядерной энергетики.

«Мы обсудили тот факт, что в международном масштабе ядерная энергетика приобретает все возрастающее значение. Но одновременно у нас есть коалиционное соглашение, в котором прописан отказ от ядерной энергии», — заявила по завершении встречи федеральный канцлер Германии А.Меркель.

Она подчеркнула, что закон, требующий поэтапного останова всех немецких АЭС к 2020 г., по-прежнему остается в силе. Ряд сторонников А.Меркель, тем не менее, не скрывают своего желания возобновить обсуждение вопроса об отказе от ядерной энергетики, аргументируя свою позицию тем, что Германия может потерять свою конкурентоспособность, как энергопроизводитель. Обсуждение этого вопроса перенесено на следующий саммит (март 2007 г.).

Швеция

Новый премьер-министр Швеции заявил, что в период работы его правительства (2006—2010 гг.) никаких политических решений по закрытию ядерно-энергетических мощностей принято не будет. Строительства новых реакторов в этот период не предусмотрено, возобновления лицензий на эксплуатацию двух ранее остановленных блоков АЭС «Barseback» не планируется. Однако правительство собирается рассмотреть вопрос о повышении мощности действующих АЭС. Программа повышения мощности 10 шведских ядерных блоков рассчитана на то, чтобы они в сумме имели мощность выше ранее находившихся в эксплуатации 12 блоков («Barseback-1» был закрыт в 1999 г., «Barseback-2» — в конце 2004 г.).

Бельгия

Премьер-министр Бельгии Г.Верхофстадт в ходе неформального саммита Евросоюза в Лахти (Финляндия) высказался в поддержку программы свертывания ядерной энергетики в стране, начиная с 2015 г. Одобренная ранее правительством Бельгии программа предусматривает поэтапное закрытие семи действующих бельгийских АЭС, которые производят ~56% всей вырабатываемой в стране электроэнергии. Премьер-министр также считает необходимым обеспечение большей диверсификации источников энергопоставок, включая ядерные, в страны-члены ЕС.

Материал подготовлен И.В.Гагаринской

назад

Материалы из архива

2.2009 Проект УЭХК доказал свою состоятельность НТС «Роснано»

Дионис Гордин, член правления – управляющий директор госкорпорации "Роснано": - 17 февраля состоялось знаменательное событие – еще один проект из региона прошел научно-технический совет (это самый сложный этап прохождения проекта в госкорпорации), чем доказал свою состоятельность (речь идет о проекте Уральского электрохимического комбината по производству катализаторов для очистки выхлопных газов автомобилей, – прим.).

6.2009 Задуматься об эффективности расходов

Сергей Алексашенко, бывший первый заместитель председателя Центробанка Российской Федерации: - Меня сильно порадовала фраза президента, который сказал, что, помимо сокращения расходов, нужно будет еще задуматься об их эффективности. То есть выясняется, что президент и сам признает, что расходы бюджета были неэффективными. Ну вот если правительство перейдем от слов к делу… Все везется из Польши, из Венгрии, из Болгарии, из Финляндии.

6.2009 Как сокращали морские стратегические ядерные силы

В.В.Мурко, инженер-кораблестроитель, директор судоремонтного завода «Нерпа» в Снежногорске (1972-1983 гг.), президент ОАО «Морское кораблестроение» (1993-2004 гг.)28 ноября 1988 г. ЦК КПСС и СМ СССР издали Постановление «О развитии морских стратегических ядерных сил», в котором предписывалось к началу XII пятилетки завершить разработку комплекса Д-19УТТХ и осуществить перевооружение ТРПК СН проекта 941.