О стратегии развития России

Б.И.Кудрин, д.т.н., проф., Москва

Начнем не с традиционного «Кто виноват?», а с практического вопроса «Что делать?». Россия с неизбежностью вступает в информационное глобализующееся общество, но вопрос в том, встанет ли она в один ряд с развитыми державами или, не сумев внедрить новые высокие технологии, останется сырьевым придатком, которому объективно уже не придется решать демографические проблемы.

Ключевым является вопрос не только, что делать, но и с чего начать. Предлагаемые национальные проекты по образованию, медицине, наукоемкому развитию ОПК, автопромышленности, машиностроения, авиации не могут служить основой долговременной стратегии развития России.

Ни одна из сторон повседневной деятельности человека не может осуществляться без полного и качественного обеспечения электрической энергией. В данном случае речь идет не об энергетической безопасности, а вновь об электрификации России, о необходимости нового плана ГОЭЛРО. Эта задача не сводится только к решению проблем энергетики.

В последней четверти ХХ века развитые страны вступили в постиндустриальное общество. И для России закончился индустриальный путь развития, выявилась неизбежность интеграции в глобальное пространство мировых проблем и обязательность переориентирования экономики на высокие технологии. Всеобщее ощущение ненадежности бытия, неблагоприятная демографическая ситуация и ожидаемый рост иммиграции, социальная проблематика, реформирование образования и медицины, инновационное инвестирование и создание инфраструктуры (в особенности электроники и транспорта), преодоление сырьевой направленности, проблемы Стабилизационного фонда; наконец, обеспечение продовольственной и энергетической безопасности – все это ставит перед страной трудные политические задачи.

Для системного разрешения этих проблем необходимо осознанное понимание правящей элитой и всем населением страны ощутимых выгод от применения объективных законов ценологического развития, суть которых заключается в принципе необходимого определенного разнообразия составляющих и определенного соотношения «крупное-мелкое» для устойчивости и эффективности функционирования сообщества.

В этом случае можно предложить ясную идею развития и самог? существования России в ХХI веке, подобную реформам Столыпина, Косыгина, концепции индустриализации, которая опиралась на Государственный план электрификации, принятый в 1920 г.

Но состоялась ли электрификация по плану ГОЭЛРО, в соответствии с которым осуществлялось строительство социалистического хозяйства с учетом опережающего развития тяжелой промышленности; концентрации производства путем сооружения промышленных гигантов на базе энергетических центров; создание городов градообразующими предприятиями. Эта программа диктовала необходимость опережающего развития электрификации при концентрации мощностей и централизации электроснабжения.

Первый этап ГОЭЛРО был связан с созданием государственных ТЭЦ (ГРЭС) и ликвидацией кулачества (с 1929 г. уничтожено до 1 млн частных источников электроэнергии суммарной мощностью до 10 млн кВт). Второй – со строительством крупных электростанций, образованием Единой энергетической системы ЕЭС, подключением колхозов к государственным сетям, организацией каждым обкомом КПСС собственной энергосистемы, что привело к уничтожению до 6,6 тыс. электростанций по 100–10000 кВт (по стране – до 5 млн кВт), к ликвидации сельской интеллигенции (инженеры-электрики стали не нужны вместе с женами – учителями и врачами). Тогда появился термин «неперспективная деревня».

Под обязательство подвести электроэнергию к каждой розетке, двигателю, коровнику энергосистемы получили право выдавать каждому потребителю технические условия на присоединение, запрещать потребителям сооружение собственных генерирующих мощностей. В результате установился полный монополизм электроэнергетики, несовместимый с рыночными условиями, с неизбежностью приведший к необходимости реструктуризации.

В результате, большая часть территории страны сегодня осталась без электричества: не только отдаленные и северные районы, поселения Центра, Северо-Запада, Урала, Сибири, но и города и поселки, питающиеся по одной ЛЭП и отключаемые планово, аварийно, стихийно.

Системы электроснабжения сельских районов напряжением 0,38–110 кВ имеют общую протяженность около 2,3 млн км; в эксплуатации находится около 500 тыс. трансформаторных пунктов. В процессе их строительства, апогей которого пришелся на начало 1960-х годов, осуществлялся курс на удешевление стоимости сетей. Фактические гололедно-ветровые нагрузки на ЛЭП во многих районах превышают рассчетные, а это вызывает массовые и продолжительные отключения потребителей. Доля алюминиевых проводов малых сечений составляет 25–30%, что не обеспечивает необходимую пропускную способность, не говоря уже о потерях энергии. Техническое состояние половины сельских сетей квалифицируется как неудовлетворительное. В Нечерноземье 59% сетей имеют износ около 100%.

Надежность обеспечения сельскохозяйственных потребителей сегодня составляет 70–100 ч перерывов в электроснабжении в год (в развитых странах – 7–10 ч/год). Но без электрификации не существует путей быстрого решения проблемы бедности сельского населения, составляющего сегодня 39 млн россиян.

За 2001–2003 гг. доля населения с доходом ниже прожиточного минимума уменьшилась по стране на 8,5%, достигнув 20,4%. Но и это очень много. Президент РФ В.В.Путин поставил задачу снизить эту долю до 10%, т.е. до уровня развитых стран. В 1897 г. в работе «Cours d’economic politique» Pareto V. установил, что для устойчивого и оптимально эволюционирующего общества 10% наиболее богатых могут быть лишь в 10 раз богаче 10% самых бедных.

Соотношение 10:1 – ценологическая константа, которая не выдерживалась планом ГОЭЛРО все 80 лет при сооружении генерирующих мощностей.

Неэлектрифицированность «глубинки» делает ее безлюдной, территорией без будущего. А без «глубинки», без электрифицированного освоения территории, нет будущего и у всей России.

Системные ЛЭП 110–750 кВ, действующие и создаваемые Федеральной сетевой компанией, не обеспечат полной электрификации, в том числе и из-за проблем последующей трансформации и распределения. В 1999 г. лишь 14 регионов РФ из 72 потребили свыше 15 млрд кВтч каждый. А годовой объем электропотребления Братского алюминиевого завода составил 16,4 млрд кВтч при среднегодовой заявленной мощности 1879 МВт; Красноярского – соответственно, 14,8 и 1680. Богучанская ГЭС решит, конечно, проблемы алюминщиков, но нерешенными останутся проблемы коренного населения.

Ценологические законы существования сообществ

Для стабильных биологических систем существует устойчивое гиперболическое распределение групп особей с разной численностью, включая частоты видов с разным числом особей, родов, видов, справедливое для животного и растительного мира.

Было установлено, что биологические, технические, информационные и социальные системы описываются с использованием одинакового подхода: распределения по повторяемости различных элементов.

Примером ценоза (сообщества) может быть Российская Федерация – сообщество регионов, каждый из которых характеризуется параметром: площадью, населением, электропотреблением и др. Город как ценоз можно представить школами, больницами, автотранспортом. Отрасль (регион) – сообщество предприятий, ценологически описываемых объемом производства, удельными расходами ресурсов («большая энергетика» – турбинами электростанций; металлургия – составом прокатных станов). Завод представляет собой сообщество изделий разных семейств, в частности, электродвигателей. Квартира – ценоз вещей.

Теоретически доказано и статистически подтверждено, что структура ценоза, описываемая видовым гиперболическим Н-распределением, характеризуется тем, что 40–60% всех видов, входящих в ценоз, относится к уникальным, редким. Они образуют «ноеву касту» – своеобразную группу, численность входящих в нее штук-особей которой не превышает 5–10% общего числа единиц ценоза. Другая критическая область – «саранчевая каста», образованная стандартными, массовыми, ординарными особями, численность которых 40–60% от общего количества, но состоящая всего лишь из 5–10% от числа видов ценоза. «Ноева каста» (первый дециль) располагает в 10 раз большим ресурсом, чем последние 10% (десятый дециль). В упрощенном виде эта модель преподносится СМИ, как: «20% мужчин выпивает 80% пива».

В Федеральном законе «Об электроэнергетике», определившем понятия «субъекта электроэнергетики» и «потребителя электрической энергии», отсутствует такое понятие, как классификация потребителей. В законе их всех уравняли. Фактически же потребители различаются и социально, и технически: из 45 млн абонентов 90% питается от сети 0,4 кВ (на низком напряжении); 9% – от трансформаторов 10(6)–0,4 кВ; 0,9% – от собственных распределительных подстанций 6–10 кВ; и 0,1% – крупные потребители, питающиеся на напряжении 35–330 кВ и контактирующие непосредственно с АО-энерго, генерацией, федеральными и региональными сетевыми компаниями, сетевым оператором.

Данный закон снял запрет на строительство потребителями собственных источников электрической и тепловой энергии для обеспечения собственной потребности. Это позволяет наряду с традиционным топливом использовать и собственные возобновляемые источники энергии. Сооружение независимых от субъектов электроэнергетики генерирующих мощностей для питания потребителей на высоком напряжении единичной мощностью до 24 МВт ведет к изменению концепции электрификации и решает проблемы энергоснабжения городов с населением до 10–30 тыс. жителей, а также огромной массы небольших предприятий. Эти электростанции в сочетании с нетрадиционными источниками и единичными мощностями в 1–100 кВт в мегаполисах могут изменить подход к электрообеспечению.

Появилась возможность по каждому региону и России в целом обеспечить ценологическое соотношение мощностей. Создаются объективные условия для разработки Государственного плана рыночной электрификации России (ГОРЭЛ). Регулируемая государством рыночная реструктуризация электроэнергетики должна быть дополнена программой обеспечения электроэнергией всей территории страны: всего отдаленного жилья и мелкого производства, структурной перестройкой генерирующих мощностей крупных городов. Концептуально программа должна опираться на ценологические критерии инвестиционного строительства, поддержания, вывода генерирующих мощностей и сетей по России в целом и по отдельным регионам, ориентируясь на их энергетическую самодостаточность.

Концептуальная основа ГОРЭЛ

В основе концепции ГОРЭЛ лежат следующие принципы:

1. Осуществление энергетического строительства на основе единства федеральных законов и подзаконных актов с учетом ценологических ограничений в соблюдении баланса прав «субъекта электроэнергетики» – «потребителя».

2. Антимонопольное регулирование гигантов производства, стимулирование малой генерации, обеспечение прозрачности ранжирования мощностей, расходов электроэнергии по регионам, отраслям экономики, стране в целом для оценки результатов нормирования, расходов энергоресурсов и энергосбережения.

3. Формирование ценологического соотношения «крупное–мелкое» в производстве, сфере услуг, в сооружении генерирующих мощностей потребителей; замена концепции единой энергосистемы и единой системы диспетчеризации страны концепцией энергетической самостоятельности регионов, развитием энергоснабжающих организаций на основе распределенных сетей потребителей.

4. Реструктуризация градообразующих гигантов, породивших экологические и социальные проблемы. Замена концепции интенсификации электросетевого строительства концепцией децентрализованного энергоснабжения промышленности, необжитых и малообжитых территорий. Обеспечение заявительного способа подключения возобновляемых источников, решение лизинговых проблем для удаленных поселений.

5. Реализация децентрализации по уровням системы электроснабжения потребителей при автономности части электропотребления в чрезвычайных ситуациях.

Для городов необходимо разработать локальные планы ГОРЭЛ на основе:

1. Ревизии всех объектов, на которых должны быть установлены независимые от энергосистемы источники питания.

2. Нового строительства парогазовых и иных районных генерирующих источников и когерентных установок на традиционных видах топлива единичной мощностью 1–6–24 МВт;

3. Законодательного стимулирования лизинга и льготного кредитования сооружения объектов, использующих солнечную (геотермальную, ветровую и др.) энергию.

4. Муниципального учета всех вторичных ресурсов, в том числе мусора, перепада давлений и температур, неравномерности графиков действующих котельных;

5. Стратегии развития энергообеспеченности города, прогнозировании величины расхода электроэнергии и требующейся мощности на средне- и долгосрочную перспективу, мониторинга параметров электропотребления.

Применительно к регионам (областям) задача разбивается на две относительно независимые: обеспечение тепловой и электрической энергией городов и промышленных объектов.

Сохранение и освоение «глубинки»

Развитие товарного сельхозпроизводства предполагает наличие земли и электричества.

В свое время вместе со строительством Транссиба началась волна заселений Сибири. Переселенцам выдавались подъемные 200 руб. и от 8 до 15 десятин «удобной» земли и сколько угодно «неудобной». Подобные решения может принимать только власть.

Главное сегодня – сохранить «глубинку», блокировать отток молодежи. Современные высокие технологии при надежном электроснабжении позволяют через мобильную связь и Интернет обеспечить информационную связь с любой точкой «глубинки». Дистанционное обучение, гарантия получения любого образования, не покидая Родину, возможность пользоваться фондами библиотек, быть в курсе текущих событий, чувствовать себя полноправным гражданином России – вот действительно национальный проект, опирающийся на электрификацию.

Из 48 млрд руб. прибыли РАО «ЕЭС «России» в 2004 г., 70% которой было направлено на развитие, едва ли 1% был вложен в мини- и малую энергетику. США к 2020 г. планируют довести долю ветровой энергии до 10%, Дания – до 30% (по всему миру – 12%). Ожидается, что к середине века в Европе и США альтернативные источники будут давать больше электричества, чем атомные и углеводородные станции. У нас же в стране продолжается строительство гигантов. Характерный пример – Калининградская область, где строится ТЭЦ-2, одна из «основных строек» РАО «ЕЭС России». Миллионник ТЭЦ-2 резко нарушает ценологическую кривую и уже в ближайшее время породит множество проблем с передачей электрической и тепловой энергии, а в конечном счете, с экономической эффективностью работы станции.

Итоги

Государственный план рыночной электрификации России (ГОРЭЛ) должен стать Национальным проектом под патронажем Президента Российской Федерации и включать в себя не только проблемы собственно электрификации. Не менее важна одновременная программа развития транспортной инфраструктуры; программа дистанционного образования сельских учащихся, медицинской помощи в селе (транспорт, дистанционная диагностика), мобильной и другой связи.

Необходимо разработать эту новую программу электрификации России, которая по масштабам и важности будет превосходить план ГОЭЛРО. Это даст возможность по-новому подойти к инвестиционной политике, осуществляемой в стране, к возможностям использования Стабилизационного фонда. Вложение средств в ГОРЭЛ будет способствовать снижению инфляции, а в конечном итоге, явится ключом к ускорению темпов развития России, к намеченному удвоению ВВП.

Журнал «Атомная стратегия» № 25, сентябрь 2006 г.

назад

Материалы из архива

1.2006 Еще раз о национальной гордости

"23 января в Москве состоялась рабочая встреча руководителя Федерального агентства по атомной энергии Сергея Кириенко и руководителя Управления национальной ядерной безопасности Министерства энергетики США Линтона Брукса... В ходе разговора было выражено обоюдное желание перехода от оказания американской стороной содействия России в этой области к полноценному партнерству. Были также обсуждены перспективы двустороннего сотрудничества в ядерной сфере.

1.2006 Наши поздравления Е.О. Адамову, лидеру и бойцу

"Федеральный суд Швейцарии объявил сегодня, что Адамов будет экстрадирован в Россию…" "Я удовлетворен этим решением как гражданин Российской Федерации, учитывая специфику моей биографии, включая работу министром в шести правительствах Российской Федерации с доступом к информации государственного значения", - говорится в заявлении Адамова. Однако, экс-министр "хотел бы очистить свое имя от безосновательных обвинений", выдвинутых против него правительством США.

9.2009 Принцип финансиста: ''Не навреди''

Николай Соломон, заместитель генерального директора по финансам ГК "Росатом": - Одна из стратегических целей нашей госкорпорации состоит в достижении максимальной эффективности управления... Нам требуется адекватный времени и новым задачам механизм управления… Необходимо добиться, чтобы принятые у нас технологии управления, особенно на самом верху, соответствовали общему высочайшему технологическому уровню нашей отрасли…